Догэн и почитание бодхисаттвы каннон в Японии XIII века. К публикации трактата "Внимающий звукам"
Догэн и почитание бодхисаттвы каннон в Японии XIII века. К публикации трактата "Внимающий звукам"
Аннотация
Код статьи
S0236-20070000392-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Номер
Страницы
113-129
Аннотация
Почитание будд и бодхисаттв в Японии можно обсуждать на трёх уровнях: с точки зрения его канонических источников, его действительного бытования и его ос- мысления в трудах японских мыслителей разных школ. Взаимосвязь между этими тремя уровнями можно рассмотреть на примере бодхисаттвы, особенно чтимого во всем буддийском мире: Внимающего Звукам (яп. Каннон, санскр. Авалокитеш-вара). Каноническими источниками для почитания этого бодхисаттвы как милосердного спасителя всех страждущих в Японии служат "Лотосовая сутра" (глава XXV), несколько "тайных" обрядовых руководств, сутры о Чистой земле будды Амиды, а также "Сутра-сердце праджня-парамиты" и ещё ряд сутр, излагающих учение махаяны в целом. Традиции храмов Хасэ, Киёмидзу и многих других, по-свящённых Внимающему Звукам, чудеса этого бодхисаттвы, явленные в Японии, обсуждаются в текстах разных жанров, в том числе в храмовых преданиях энги и поучительных рассказах сэцува. Что касается школьного уровня, то особенно интересны тексты XIII в., когда в Японии возникают радикальный амидаизм Синра-на, "созерцание" (дзэн) Догэна и исключительное почитание "Лотосовой сутры" Нитирэна. Каждый из этих мыслителей описывает свой путь почитания Внимающего Звукам и при этом отчасти спорит с предшествующими традициями, а отчасти продолжает их. Догэн рассуждает о бодхисатве Каннон в трактате "Внимающий Звукам" (1242). Он разбирает диалог двух наставников китайской традиции "созерцания" IX века и показывает, какую роль в дзэнском обучении может играть образ милосердного "тысячерукого и тысячеглазого" заступника, при том что подвижничество дзэн возможно только как самостоятельное, поддержке извне здесь места нет. Соотнося рассуждения о Каннон с темой словесного выражения истины (неизбежно недостаточного), Догэн связывает учение о Каннон как бодхи-саттве милосердия с теми наставлениями махаяны, где Каннон появляется как условный "созерцатель", носитель истинного знания, обретенного в опыте. Статья предваряет перевод трактата "Внимающий Звукам".
Ключевые слова
ЯПОНСКИЙ БУДДИЗМ, ДОГЭН, ДЗЭН, ТРАДИЦИЯ
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
1188
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бабкова М.В. Наставник созерцания Догэн: жизнь и сочинения: Вместилище сути истинного Закона / Новые исследования по японской культуре. Кн. 3. М.: Кругь, 2016.
  2. Избранные сутры китайского буддизма. Пер. с китайского Д.В. По-повцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб.: Наука, 1999.
  3. Кикнадзе Д.Г.Традиция почитания скульптур бодхисаттвы Каннон в простонародном японском буддизме XII в. // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 3 (24). С. 130-132.
  4. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. Изд. подгот. А.Н. Игнатович. М.: Ладомир, 1998.
  5. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. М.: Наталис, 2003.
  6. Нихонрёики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Пер. со старояп., предисл. и комм. А.Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995.
  7. Поповцев Д.В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. СПб.: Евразия, 2011.
  8. "Собрание песка и камней" ("Сясэкисю", конец XIII в.). Т.1. Пер. со старояпонского Н.Н. Трубниковой. Т.2. Трубникова Н.Н. "Собрание песка и камней" в истории японской философской мысли. Исследование. Указатели. Приложение. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  9. Трубникова Н.Н., Бабкова М.В. Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XII-XIV вв. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
  10. Трубникова Н.Н. "Различение учений" в японском буддизме IX в. Кукай [кобо-дайси] о различиях между тайным и явным учениями. М.: РОССПЭН, 2000.
  11. Трубникова Н.Н., Бурыкина А.П. Бодхисаттва Каннон со спутниками из храма Киёмидзу / Культура и форма. К 60-летию А.Л. Доброхотова: сборник научных трудов. Под ред. И.А. Болдырева. М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2010. С. 313-341.
  12. Dykstra Yoshiko K. "Tales of the Compassionate Kannon. The Hasedera Kannon Genki" // Monumenta Nipponica. 1976. Vol. 31. No. 2 (Summer). Р. 113-143.
  13. Haselwood J.D. Dogen's Essay on Kannon, 2012. URL: https://archive. org/details/DogensEssayOnKannon-Part1
  14. Nearman Н. On Kannon, the Bodhisattva of Compassion (Kannon) / Shobogenzo. The Treasure House of the Eye of the True Teaching by Eihei-Dogen. Transl. by Reverend Master Hubert Nearman, Order of Buddhist Contem-platives. Mount Shasta, California: Shasta Abbey Press, 2007. P. 458-466. URL: http://shastaabbey.org/pdf/shoboAll.pdf
  15. Nishijima G., Cross C. Kannon. Avalokitesvara / Gudo Wafu Nishijima and Chodo Cross. Shоbоgenzо. The True Dharma-Eye Treasury. Vol. II. Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 2009. P. 261-272. URL: http://docslide.us/documents/dogen-shobogenzo-the-true-dharma-eye-treasury-vol-2.html
  16. Muller C.A., ed. (1995-). Digital Dictionary of Buddhism. URL: http://www.buddhism-dict.net/ddb/.
  17. Takahashi M. The Essence of Dogen. Kegan Paul, London, 1983.
  18. Wrisley G."You cannot petition Kannon with Prayer!"- Calling upon Bodhisattva Avalokiteshvara through Embodied Compassion', 2015. Working on Living-through philosophy and poetry and music and love and family and friends and.. URL: http://www.georgewrisley.com/blog/?p=371

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести