Трансформация концепта "гений" в художественном сознании английского просвещения первой половины XVIII века
Трансформация концепта "гений" в художественном сознании английского просвещения первой половины XVIII века
Аннотация
Код статьи
S0236-20070000596-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Номер
Страницы
40-54
Аннотация
Рассматривается трансформация понятия "гений" на материале критических и эстетических сочинений английских поэтов и художников первой половины XVIII века. Анализируются формы, контексты словоупотребления, выявляются основные коннотации этого концепта в текстах Дж. Аддисона, А. Поупа, У. Хогарта, Эд. Юнга и других авторов указанного периода. В качестве основной тенденции обнаруживается персонализация понятия "гений" в просветительском художественном сознании.
Ключевые слова
ГЕНИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ДЖ. АДДИСОН, А. ПОУП, У. ХОГАРТ, ЭД. ЮНГ
Классификатор
Дата публикации
01.10.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1085
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Алексеев М.П. Уильям Хогарт и его "Анализ красоты"//Хогарт У. Анализ красоты Л.: Искусство, 1887.
  2. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личностного самосознания. М.: РГГУ, 2000.
  3. Бёрк Эд. Философское исследование о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного. М.: Искусство, 1979.
  4. Ганиева А. Олег Кривцун. Творческое сознание художника; Феномен артистизма в современном искусстве//Знамя. 2009. № 6. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/6/ga27.html (дата обращения: 15.01.2016).
  5. Гуревич А.Я. История -нескончаемый спор. М.: РГГУ, 2005.
  6. Джефферсон Э. Литературный космополитизм и география гениальности во Франции XVIII века//Нов. лит. обозрение. 2011. № 110. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/011/110/en21.html (дата обращения: 8.01.2016).
  7. Кирюшкина В.В. Поуп, Гомер и английский романтизм: предчувствие новой эстетики в культуре Просвещения//Вопр. культурологии. 2010. № 5. С. 38-43.
  8. Кирюшкина В.В. Поэзия и разум: семантическое поле понятия reason в эстетической мысли долгого XVIII века//Обсерватория культуры. 2012. № 5. С. 112-119.
  9. Креленко Н.С. Итальянские впечатления Х. Уолпола//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 67-69.
  10. Мазур Н.Н. Пушкин и "московские юноши": вокруг проблемы гения//Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М.: ОГИ, 2001. С. 54-105.
  11. Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997.
  12. Юрганов А.Л. Источниковедение культуры в контексте развития исторической науки//Россия XXI. 2003. № 3-4.
  13. Barker G.F.R. Heidegger, John James//Dictionary of National Biography: in 63 vol. Vol. 25. L.: Smith, Elder, & Co, 1891. Р. 367.
  14. Burke Ed. A True Genius//A Note-book of Edmund Burke. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1957. С. 204-205.
  15. Chambers E. Cyclopaedia, or, An universal dictionary of arts and sciences. L.: Charlevoix, P.-F.-X., 1728. Р. 137-138.
  16. Fumaroli M. Trois institutions litteraires. P.: Gallimard, 1994.
  17. Goldsmith O. The Citizen of the World: or, Letters from a Chinese Philosopher, Residing in London, to his Friends in the East: in 2 vol. Vol. 1. L.: Printed for WmOtridge and Son, 1800. Р. 137.
  18. Hogarth W. The Analysis of Beauty. L.: Printed by J. Reeves, 1753.
  19. Johnson S. A Dictionary of the English Language. L.: J. & P. Knapton, 1755. Р. 892.
  20. L'Encyclopedie: in 17 vol. Vol. 7. 1re ed. Texte etabli par Diderot et d'Alembert, 1751. Р. 583. URL: http://artflsrv02.uchicago.edu/cgibin/philolog-ic/getobject.pl?c.6:912:2.encyclopedie0513.5960241 (дата обращения: 15.12.2015).
  21. Le vite de piu eccellenti pittori, scultori e architetti Giorgio Vasari: in 17 vol. Vol. 11. Firenze: Felice Le Monnier, 1855. Р. 47, 63, 67.
  22. Lloyd R. The Poetical Works. L.: Printed for T. Evans in the Strand, 1774.
  23. Markwardt B. Geschichte der deutschen Poetik: 5 Bd. B.: Walter de Gruyter, 1956. Bd. 2; 1958. Bd. 3.
  24. Oeuvres completes de Voltere: 35 Т. T. 13. Dictionaire philosophique. P.: Hachette, 1860. Р. 473.
  25. Peters G. Der zerrissene Engel: Genieasthetik und literarische Selbstdarstellung im achtzehnten Jahrhundert. Stuttgart: Metzler, 1982.
  26. Pope A. Preface//The Iliad of Homer, Translated by Mr. Pope: in 24 vol. Vol. 1. L.: W. Bowyer for Bernard Lintott, 1715. URL: http://rpo.library. utoronto.ca/display/displayprose.cfm?prosenum=15 (дата обращения: 10.01.2008).
  27. Pope A. Preface to Shakespeare//The Prose Works of Alexander Pope: in 2 vol. Vol. 2. Hamden, CT: Archon Books, 1986. URL: http://andromeda. rutgers.edu/~jlynch/Texts/pope-shakespeare.html (дата обращения: 20.01.2009).
  28. Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik, 1750-1945: 2 Bd. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1985-1988.
  29. Schmidt-Dengler W Genius: Zur Wirkungsgeschichte antiker Mytho-logeme in der Goethezeit. MQnchen: Verlag G.H. Beck, 1978.
  30. Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times: in 3 vol. Vol. 1. L.: Printed by J. Darby, 1732.
  31. The Spectator: in 6 vol. L.: Print. for Rivington , 1822. (Ссылки на том приведены в тексте статьи.)
  32. The Works of Alexander Pope with Notes and Illustrations by Joseph Warton: in 8 vol. Vol. 1. L.: Printed by J. F. Dove for Richard Priestley, 1822.
  33. Wolf H. Versuch einer Geschichte des Geniebegriffs in der deutschen Asthetik des 18. Jahrhunderts. Von Gottshed bis Lessing. Heidelberg: C. Winter, 1923.
  34. Young Ed. Conjectures on Original Composition. In a Letter to the Author of Sir Charles Grandison. L.: Printed for A. Millar , 1759.
  35. Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffes. Hildesheim; New York: Georg Olms Verlag, 1972.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести