The British School of Social Gerontology: A Bibliographical Review of a Publication Project
Table of contents
Share
Metrics
The British School of Social Gerontology: A Bibliographical Review of a Publication Project
Annotation
PII
S023620070010041-2-1
DOI
10.31857/S023620070010041-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
D. Rogozin 
Occupation: Leading Research Fellow; Senior Research Fellow
Affiliation:
Institute of Social Analysis and Forecast Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Address: 11, Prechistenskaya emb., 119034, Moscow, Russian Federation
Pages
173-183
Abstract

The article presents the development of the British school of social gerontology using the case of a large editorial project. Open University Press, owned by McGraw-Hill, the world's largest educational company, has been producing several publishing series under the heading «Late Life» for fifteen years. The series included 25 monographs which represent a scientific view on ageing. During 1994 – 2012, the modern British school of social gerontology has passed through three main stages of its development. The first stage is a theoretical one, aimed at the establishment of a description language, a critical perspective on the phenomenon of ageing, the search for social and psychological factors explaining the discrimination of elderly people. The second stage is completely determined by the dominance of medical terminology pointing out medical care and care for the elderly. The focus was made on the concept of health, discussions on the distinction between old age and disease and social institutions providing proper care for older people. At this medical stage, an elderly person was redefined as a central figure of medical practice. A human with his or her interests and preferences has become more significant than the objectified and predetermined health characteristics in care system according to the modern medical ethics. The third stage is the social one, aimed at studying the elderly person’s identity, and social relations destroyed and created at late life. The main point has shifted from health to social well-being and happiness. There has come an understanding that old age is accompanied by diseases which must be adopted, but not overcomed or ignored. The idea of active ageing provided the formation of research programs on the mobility and inclusion of the elderly in social interactions. These three evolution stages of the British school of social gerontology laid the foundation for studying the ageing and allowed researchers to take a different look at the features of ageing society, not only in the UK, but in the whole world. The article was prepared as a part of the research work accomplished for the purpose of state assignment of RANEPA.

Keywords
social gerontology, monography, aging, old age, science school, elderly care, elderly discrimination, health, medical ethics, identity, social well-being, active aging, research, British school
Received
24.03.2020
Date of publication
30.06.2020
Number of purchasers
30
Views
920
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 Издательство Open University Press, принадлежащее крупнейшей образовательной компании мира McGraw-Hill, пятнадцать лет выпускало несколько серий, объединенных в одну рубрику «Поздняя жизнь», в которой вышли в свет 25 монографий, представляющих научный взгляд на старение, в полной мере отражающих становление и развитие современной британской школы социальной геронтологии с 1994 по 2012 гг. (рис. 1).
2

Рис. 1. Тематический репертуар рубрики «Поздняя жизнь»

3 Рассматривая опубликованные в серии материалы, можно выделить три этапа развития социальной геронтологии в Великобритании: теоретический, медицинский и социальный. Первый и второй этапы отражены в серии «Переосмысляя старение» под редакцией Брейна Гиринга; третий — «Старение» под редакцией Алана Уолкера.
4

Этап первый, теоретический

5 Серия началась с книги Билла Байтевея об эйджизме [11]. Профессор, специалист по статистике старения и геронтрологии, с весьма примечательной фамилией (Bytheway на русский переводится как «между прочим» или «кстати») одним из первых перестал лишь сожалеть и осуждать наблюдаемую дискриминацию пожилых, поставил исследовательские вопросы. Что значит устойчивая дискриминация, наблюдаемая в цивилизованном западном мире? Насколько она влияет на людей всех возрастов? Как эйджизм трансформирует помощь пожилым, обесценивает, снижает эффективность ухода? Культурный, исторически и социально-гуманитарный контекст эйджизма, детально раскрытый в первой части книги, позволил автору во второй представить индивидуальные практики возрастной дискриминации в качестве социальных, детерминированных культурными нормами феноменов.
6 Эйджизм, согласно Биллу Байтевею, это не столько индивидуальные проявления равнодушия или агрессии, сколько, во-первых, результат существующей социальной политики и властных представлений о помощи; во-вторых, формирующиеся столетиями шаблоны языковых норм, не замечаемых и игнорируемых большинством населения; в-третьих, социальные паттерны межличностного общения между родными и близкими, признанные правильными формы как бы вежливого поведения; в-четвертых, укорененные форматы взаимодействия человека и различных коммерческих и некоммерческих организаций. Эйджизм — зачастую неосознанный, обезличенный формат слов и дел, поэтому ему так трудно противостоять. Третья глава посвящена переосмыслению эйджизма — первому и основному шагу для его искоренения. От истории к настоящему и от настоящего к будущему, через наблюдение и понимание, а не отрицание и осуждение, можно увидеть и преодолеть эйджизм — таков, кстати, основной посыл Билла Байтевея.
7 Вслед за книгой об эйджизме в серии вышли две примечательные работы, раскрывающие социальную жизнь пожилых в современном мире. В первой, за авторством Беверли Хьюза [26], представлены практики заботы о пожилых, реализуемые местным сообществом (community care). Вадим Самородов, несколько лет возглавляющий социальные программы старения в Фонде Тимченко, предложил, на мой взгляд, наиболее точный перевод «сcommunity care» — «забота рядом», то есть практики помощи и ухода за пожилыми, реализуемые родственниками, соседями, общественными организациями, муниципальной властью — людьми, живущими рядом, составляющими местное, локальное сообщество. Базовой нормой, правилом ухода Беверли Хьюз называет общение. Помощь начинается, продолжается и заканчивается общением, разговором с пожилым человеком, который необходим как для диагностики состояния, установления отношений, так и самой терапии, помощи и уходе. Разговор с пожилым — самая универсальная, очевидная и доступная форма ухода. Затем в книге раскрываются особенности оценки, управления и реализации ухода, защите пожилого от неадекватных, а то и умышленно вредных, причиняющих ущерб практик. Теоретической рамкой и ценностной доминантой для Хьюза стал принцип равенства и свободы для всех участников ухода, независимо от медицинского диагноза и межличностных отношений. Тем самым монография непосредственно продолжает заданный первой книгой антиэйджистский пафос.
8 Вторая работа, вышедшая в 1997 году, представляет собой сборник статей ведущих британских геронтологов [17], определяющий и существенно расширяющий теоретические границы социальной геронтологии [28]. Критический взгляд на стареющий мир, сомнение и вопрошание — три основных модуса, последовательно поддерживаемых всеми без исключения авторами.
9 В первой части представлено теоретическое осмысление геронтологии тех лет: основания перехода от медицинского к социальному дискурсу в среде геронтологов [ 12]; аксиоматика критической геронтологии в целом [1] и ее британского крыла в частности [5]; литературный [ 50], исторический [42] и аналитический [19] подходы к изучению старения. Вторая часть посвящена межпоколенческим отношениям [25], восприятию старших внутри семьи, малой группы, общества [33]; репрезентации старости и старения [4], формировании идентичности под влиянием ухудшающегося здоровья и слабеющей телесности [29; 32; 23].
10

Этап второй, медицинский

11 В начале нулевых социальная геронтология в Британии определялась медицинской тематикой. В 2000 году Беверли Хьюз выпускает вторую монографию в серии «Поздняя жизнь», посвященную здоровью в старшем возрасте [27]. Как развиваются представления о здоровье, формируются институты долговременного ухода? Как стареющий человек начинает воспринимать изменения в стареющем организме? Каким образом ближайшее окружение формирует практики заботы и ухода за телом? Основным ответом книги становится призыв к самостоятельному уходу, развиваемому не столько через приемы и навыки, сколько в усвоении норм и принципов здоровой жизни в старости. Физическую помощь могут оказать окружающие люди, но надо суметь ее принять, не потерять дееспособность и осмысленность, не отказаться от угасающего тела.
12 Майк Нолан, Дэвис Нолан и Гордон Грант продолжили тему заботы рядом, представленную в серии Беверли Хьюзом. В их книге «Работа с пожилыми и их семьями» [36] проблематизируется на тот момент казавшийся очевидным принцип ухода, сконцентрированного на человека. Не медицинский или социальный работник, не члены семьи и опекуны должны определять жизнь пожилого человека. Только сам человек должен принимать решения о старении и стареть, исходя из собственных представлений. Окружающие, близкие люди, специалисты должны лишь помогать, формировать среду. Принцип «человек в центре» стал рассматриваться как самоочевидный, однако очень мало говорилось и писалось о способах его достижения. Авторы впервые представили системное изложения ухода, ориентированного на интересы того, кому уход оказывается. Реабилитация, паллиативная помощь, уход за людьми с ментальными расстройствами, хроническими заболеваниями, одинокими и разочаровавшимися в жизни — непростые вопросы, которые нужно ставить даже тогда, когда не находится быстрых и понятных решений.
13 В 2001 году сразу двумя монографиями заявляется на многие годы центральная тема социальной геронтологии — деменция, уход, общение и понимание дементных людей. Авторы отказываются от долгих теоретических построений, сразу переходя к описанию конкретных ситуаций, рекомендаций и последствий от их применения. Джон Киллик раскрывает особенности коммуникативной терапии деменции, правила и нормы разговоров с пожилым людьми, переживающими дементные состояния [31]. Медицинский уход начинается с общения, поддерживается и заканчивается общением, поэтому так важно развивать навыки успешной коммуникации с непохожими и подчас пугающими своим поведением людьми. В первой части монографии представлены четыре основания для продуктивного общения: во-первых, принятие личности пожилого, во-вторых, развитие навыков невербального общения, в-третьих, обучение языку, осознание рисков и травм, которые может причинить неосмысленное употребление слов; в-четвертых, работа с памятью и забывчивостью; в-пятых, навыки интерпретации, конструирование совместного понимания, через внимательность и отказ от скоропалительных диагнозов.
14 Каролина Кантли разработала практическое пособие по уходу за людьми с деменцией [13]. Она предлагает обратить внимание на три основные области ухода: во-первых, понимание деменции; во-вторых, практические знания, навыки и умения ухода; в-третьих, правила, нормы, исследования, поддерживающие и развивающие уход. В первой части наряду с биомедицинской, психологической, социологической, философской и религиозной перспективами на деменцию, представлен взгляд самих дементных людей, членов их семей и специалистов по уходу. Во второй части Каролина Кантли подробно останавливается на шести навыках ухода: 1) планирование, управление и оценка качества ухода, 2) проживание в доме, 3) общение, 4) терапия, 5) организация работы по уходу, 6) среда и инструменты ухода, 7) этические принципы и их применение. Развитию социальной политики, организаций и сервисов, исследований и научных выводов по уходу посвящена третья часть.
15 Медицинский акцент в социальной геронтологии определяется как прямая критика медикализации, преодоление диктата врача, внешней, объективированной власти диагноза. Это позволило как включить в серию голоса пожилых с различными видами ментальных расстройств [24], так и продолжить изучение деменции с гуманистической, субъективированной перспективы [3; 34]. Нет никаких сомнений, что исследования деменции в начале нулевых, заложили отрицание медикализации в уходе за пожилыми на десятилетия вперед.
16

Этап третий, социальный

17 Если на первом этапе британские исследователи задавались вопросами о собственной исследовательской идентичности, теоретических конструкциях социальной геронтологии и практических решениях, которые могут быть сформированы и пред заданы исследовательской практикой; на втором — сместили акцент на здоровье и преодоление последствий от заболеваний, связанных со старением, переосмысление медицинской доминанты в геронтологии и предложении гуманистической перспективы, то на третьем  акцент полностью сместился в социальную сферу. Как быть счастливым в старости? Как поддерживать активный образ жизни, мечтать, не бояться будущего? Как развивать себя и быть полезным для других даже тогда, когда тело дает сбои, меняется психика, замедляется реакция? Серия книг о социальном благополучии, вышедшая в 2004–2005 годах, определила базовые ориентиры и представления о качестве жизни пожилых людей [7; 8; 6; 48]. Базовым для социального поворота в британской геронтологии стал сборник «Старение: качество жизни в старшем возраст», под редакцией Алана Уолкера и Катерины Хеннесси [22]. Программная статья Алана Уолкера, открывающая сборник, послужила своего рода навигацией для всей последующей серии [47; 48], отражающей амбиции и целевые установки завершившейся на тот момент масштабной Исследовательской программы по старению Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании (Economic and Social Research Council, ESRC). Сборник послужил вехой между фундаментальными и прикладными исследованиями, проходившими пять лет (1999–2004) под эгидой освобождения от медикализации, навязанного извне ухода, и новым проектом Совета — «Новые возможности в изучении старения», продолжавшемся с 2005 по 2015 год. Как первый, так и второй проект возглавлял Алан Уолкер, фактически выступая в роли амбассадора и координатора всей исследовательской повестки Великобритании в области старения.
18 Определение и измерение качества жизни [20], социальное неравенство и несправедливость [35], преодоление одиночества и бедности [ 43;37]; технологии и пространство для старения [30]; здоровое и активное долголетие мужчин [18] и женщин [16]; семья и социальная поддержка пожилых [15; 10]; участие в социальных проектах и активность в позднем возрасте [40], — таковы базовые приоритеты программы 1999–2004 года, которые отражены в сборнике. С одной стороны, сборник подводил итоги, подчеркивал основные результаты и достижения в области социальной геронтологии, с другой — задавал перспективу для дальнейших исследовательских проектов.
19 В течение последующих восьми лет вышедшими в серии «Поздняя жизнь» книгами представлены основные направления социальной геронтологии не только Великобритании, но и всего мира. Пространство и социальный дом [38], сексуальность, гендер и роль женщины в стареющем мире [21; 2], занятость и сообщества пожилых [14; 41], смерть и умирание, пересадка органов и тканей [9; 39; 49]. Направления исследований стали более специализированными, практичными, ориентированными на потребности людей, но общий контекст остался неизменным. Старшее поколение может жить достойно и счастливо. Добиться этого можно только общими усилиями, ломая барьеры между поколениями, этническими группами, соседями и родственниками. Свободная, открытая и публичная коммуникативная среда — основа активного и осмысленного долголетия.
20

⁎⁎⁎

21 Обычно рецензии пишут на книги и выбирают вышедшие в свет в текущем или прошлом году. В рецензиях важны актуальность и новизна. Однако не менее интересны и познавательны могут быть издательские проекты, когда большие коллективы начинают служение одному делу, привлекают десятки исследователей к разработке одной темы. И не важно сколько прошло лет. Систематическое представление издательской программы может показать нам не только усилия одного издательства, но и целое направление, национальную исследовательскую школу. Так произошло и с проектом «Поздняя жизнь». Пятнадцать лет, двадцать пять монографий и, в итоге, точная репрезентация развития британской социальной геронтологии. Подобное библиографическое описание — не только взгляд в прошлое, в историю, но и формирование будущего, оценка наших возможностей, задач и устремлений в изучении активного долголетия и счастливого старения.

References

1. Achenbaum W.A. Critical gerontology // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 16–26.

2. Afshar H., Franks M., Maynard M.A., Wray S. Women in later life: Exploring race and ethnicity. Buckingham: Open University Press, 2008.

3. Baldwin C., Capstick A. Tom Kitwood on dementia: A reader and critical commentary. Buckingham: Open University Press, 2007.

4. Blaikie A., Hepworth M. Representations of old age in painting and photography // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 101–117.

5. Blakemore K. From minorities to majorities: Perspectives on culture, ethnicity and ageing in British gerontology Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 27–38.

6. Bond J., Corner L. Quality of life and older people. Buckingham: Open University Press, 2004.

7. Bowling A. Ageing well: Quality of life in old age. Buckingham: Open University Press, 2005.

8. Bowling A. Ageing well. Buckingham: Open University Press, 2005.

9. Buckley W.J., Feldt K.S. Taking sides: Clashing views in death and dying. Buckingham: Open University Press, 2012.

10. Butt J., Moriarty J. Social support and ethnicity in old age // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 167–187.

11. Bytheway B. Ageism. Buckingham: Open University Press, 1994.

12. Bytheway B. Talking about age: The theoretical basis of social gerontology Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 7–15.

13. Cantley C. A handbook of dementia care. Buckingham: Open University Press, 2001.

14. Chiva A., Manthorpe J. Older workers in Europe. Buckingham: Open University Press, 2008.

15. Clarke L., Roberts G. The meaning of grandparenthood and its contribution to the quality of life of older people // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 188-208.

16. Cook J., Maltby T., Warren L. A participatory approach to older women’s quality of life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 149–166.

17. Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997.

18. Davidson K., Arber S. Older men: Their health behaviors and partnership status // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 127–148.

19. Fairhurst E. Recalling life: Analytical issues in the use of ‘memories’ // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 62–76.

20. Gabriel Z., Bowling A. Quality of life in old age from the perspectives of older people // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 14–34.

21. Gott M. Sexuality, sexual health and ageing. Buckingham: Open University Press, 2004.

22. Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004.

23. Harper S. Constructing later life / constructing the body: Some thoughts from feminist theory // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 160–174.

24. Hepworth M. Stories of ageing. Buckingham: Open University Press, 2000.

25. Higgs P. Citizenship theory and old age: From social rights to surveillance // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 118–131.

26. Hughes B. Older people and community care. Buckingham: Open University Press, 1995.

27. Hughes B. Promoting Health in old age. Buckingham: Open University Press, 2000.

28. Jamieson A., Victor C. Theory and concepts in social gerontology // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 175–187.

29. Johnson J., Bytheway B. Illustrating care: Images of care relationships with older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 132–142.

30. Kellaher L., Peace S.M., Holland C. Environment, identity and old age: Quality of life or a life of quality? // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 60–80.

31. Killik J. Communication and the care of people with dementia. Buckingham: Open University Press, 2001.

32. Latimer J. Figuring identities: older people, medicine and time // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 143–159.

33. Laws G. Spatiality and age relations // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S., Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 90–100.

34. Morris G., Morris J. The dementia care workbook. Buckingham: Open University Press, 2010.

35. Nazroo J., Bajekal M., Blane D., Grewal I. Ethnic inequalities // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 35–59.

36. Nolan M., Nolan D., Grant G. Working with older people and their families. Buckingham: Open University Press, 2001.

37. Scharf T., Phillipson C., Smith A.E. Poverty and social exclusion: Growing older in deprived urban neighbourhoods // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 81–106.

38. Sheila P., Kellaher L., Holland C. Environment and identity in later life. Buckingham: Open University Press, 2005.

39. Sque M.R., Payne S. Organ and tissue donation: An evidence base for practice. Buckingham: Open University Press, 2007.

40. Tester S., Hubbard G., Downs M, MacDonald C., Murphy J. Frailty and institutional life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 209–224.

41. Timonen V. Ageing societies: A comparative introduction. Buckingham: Open University Press, 2008.

42. Troyanksy D.G. Historical research into ageing: Old age and older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 49–61.

43. Victor C., Scambler S., Bond J. The social world of older people: Understanding loneliness and social isolation in later life. Buckingham: Open University Press, 2008.

44. Victor C.R., Scambler S., Bond J., Bowling A. Loneliness in later life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 107–126.

45. Walker A. Growing older in Europe. Buckingham: Open University Press, 2004.

46. Walker A. Introducing the growing older programme on extending quality of life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 1–13.

47. Walker A. The `ESRC Growing Older research programme, 1999–2004 // Ageing and Society. 2004b. Vol. 24. N 5. P. 657–674.

48. Walker A. Understanding quality of life in old age. Buckingham: Open University Press, 2005.

49. Woods S. EBOOK: Death’s dominion: Ethics at the end of life. Buckingham: Open University Press, 2006.

50. Zelig H. The uses of literature in the study of older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 3948.

Comments

No posts found

Write a review
Translate