Sources of the Concept of Human Enhancement in the History of Ideas
Table of contents
Share
Metrics
Sources of the Concept of Human Enhancement in the History of Ideas
Annotation
PII
S023620070015652-4-1
DOI
10.31857/S023620070015652-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vadimir G. Kirilenko 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
135-151
Abstract

The article examines the ideological and historical background of the transhumanistic concept of “human enhancement”.

In the second half of the 20th century, under the influence of the secular paradigm of physicalism, combined with active technological innovations and bold visionary ideas of science fiction writers, a new concept was created called “Transhumanism”.The idea of transhumanism boils down to the thesis that “the human species is not the end of evolution, but rather its beginning”. This statement contains the key idea of transhumanism: man as an object of transformation into an evolutionarily more perfect being. As the conceptual base of transhumanism expanded, the concept of human enhancement emerged from it and became an autonomous one. The essence of the concept boils down to the fact that a person can and should be improved with the help of technology. The legitimization of this discourse can be traced through the historical perspective of the ideas of the Enlightenment, scientific and technological progress of the early XX century and the rapid technological growth of the late XX — early XXI century.

Historical analysis of the genesis of transhumanist philosophy goes through several eras. Starting with Giovanni Pico della Mirandola, the analysis deals in detail with the ideas of progress of Nicolas de Condorcet. Further, the influence of biologists Charles Darwin, John Haldane and Julian Huxley is examined, after which the key components of the transhumanist concept in the second half of the 20th century are analyzed. In conclusion, the projects and enhancement technologies that have already been implemented or are being prepared for implementation are analyzed, as well as an assessment of the transhumanistic concept of human enhancement is given, taking into account the considered ideological and historical context.

Keywords
philosophical anthropology, Human enhancement, technology, the age of Enlightenment, transhumanism, artificial intelligence, technological singularity
Received
29.06.2021
Date of publication
29.06.2021
Number of purchasers
4
Views
255
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 В XXI веке антропологический дискурс снова весьма актуален. Значительным фактором возрастания интереса к проблеме человека стало стремительное развитие технологий. Достижения науки позволяют преобразовывать не только институты, средства труда, ресурсы, общественные процессы, но и природу человека. Возможности в сфере биологии, медицины, когнитивистики, робототехники, информационных технологий являются плацдармом для осуществления фундаментальных преобразований человеческой природы. 
2 Такие события, как расшифровка генома человека, нейропротезирование, развитие AR и VR-технологий (технологий виртуальной и дополненной реальности) служат существенными паттернами тенденции радикальных антропологических преобразований. 
3 В связи с этими фундаментальными изменениями в последние годы историками, философами и футурологами формулируются новые проекты человека: homo sapientissimus, homo deus, «человек перехода», киборг, постчеловек и др. Все они в той или иной степени обусловлены влиянием технологий. Влияние это разноуровневое, всеохватывающее. Оно затрагивает как «внешние» факторы человеческого существования, будь то коммуникация, досуг или труд, так и физиологические, психологические и экзистенциальные [13; 17; 29].
4 Во второй половине XX века под влиянием секулярной парадигмы физикализма в сочетании с активными технологическими новшествами и смелыми визионерскими идеями научных фантастов была создана новая концепция под названием «трансгуманизм». Сегодня трансгуманизм является идеологией и общественно-политическим движением. Идея трансгуманизма сводится к тезису о том, что «человеческий вид не является концом эволюции, но, скорее, ее началом». В этом заявлении содержится ключевая идея трансгуманизма: человек как объект преобразования в эволюционно более совершенное существо. По мере развития технологий в XXI веке трансгуманизм стал центральной концепцией в проблематике совершенствования человека. Это связано и с изначальной идейной основой трансгуманизма, и с вполне конкретными проектами преобразований, такими как редактирование генома, нейропротезирование или усиление тела имплантами. 
5 Как мы уже заметили, подобный подход может привести к ряду радикальных воздействий на человеческую природу. Однако приверженцы трансгуманизма не только осознают это, но и делают преобразования главной задачей движения, концептуализируя их в отдельное понятие —«Human enhancement», или «улучшение человека». 
6 В данной статье мы разберем идейно-исторические основания концепции «улучшения» человека и постараемся отметить, какие предпосылки, исторические события и личности способствовали легитимизации преобразования человека с помощью технологий, а также определим перспективы развития данной концепции. Мы будем употреблять уже устоявшийся в научном сообществе термин «улучшение человека», однако слово «улучшение» будем брать в кавычки, так как говорить однозначно об улучшении в рамках данной концепции было бы преждевременно. 
7 Исторические основания трансгуманистической концепции «улучшения человека»
8 В трансгуманизме, по сути своей материалистической идеологии, доминирует представление о совершенствовании человека как о преобразовании его материальной природы путем внешнего воздействия техники, технологий или других средств с целью преодоления присущих человеческому виду ограничений. 
9 Сторонники «улучшения» человека приводят в пример мифы о Прометее, Дедале и Талосе, эпос о Гильгамеше, в которых отражена совокупность представлений о дерзании первооткрывателей, средствах преобразования природы человека, поиске бессмертия и инженерных возможностях усовершенствования человека, так близких трансгуманистическому дискурсу [21].
10 Все эти мотивы учитываются сегодня апологетами идеи «улучшения» человека как исторические свидетельства архаичности представлений о совершенствования природы человека в трансгуманистическом ракурсе. Однако подобные примеры трудно назвать основанием трансгуманистической идеологии и представлений о преобразовании человека. Мифы и легенды учреждают символическое пространство человека, тогда как трансгуманизм опирается на твёрдые физикалистские основания и работает с физиологией человека.
11 Говоря же о реальных основаниях и предпосылках идеи преобразования человека с помощью технологий, важно отметить несколько особо важных вех, событий и личностей, которые эту идею и формировали. Начать следует с гуманизма Ренессанса, с поворота в сторону человека. Примечательным является знаменитый текст Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека», в котором автор пишет о свободном самоизобретении человека, потому как у человека нет определенного образа. В этом тексте Бог обращается к человеку: «Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь» [12].
12 Подобные воззрения разделяют и трансгуманисты, возлагая на человека задачи самопреобразования, при этом сетуя на человеческое эволюционное несовершенство. На наш взгляд, подобная интерпретация бытия человека Пико делла Мирандолой оставляет человека без телоса, без исторической задачи, без провиденциальности, в подвешенном и одиноком состоянии. Человеку с таким мироощущением приходится выдумывать собственный телос, как это делают трансгуманисты, либо пребывать в полной неопределённости. Пико делла Мирандола заложил фундамент идеи свободного самоизобретения, которую почерпнули трансгуманисты, однако ничего не сказал о средствах, в то время как в трансгуманистическом дискурсе средства играют очень важную роль.
13 Катализатором продвижения в сторону трансгуманизма можно считать научную революцию XVI–XVII веков, которая стала поворотом в сторону рациональности и эмпирического подхода, объективации человека. Научная революция способствовала становлению эпохи Просвещения, была точкой отсчета для современных наук и технологий. 
14 Следующей важной вехой становления трансгуманизма является эпоха Просвещения. Идеи о прогрессе, о доминировании разума, об избавлении человечества от лишних предрассудков веры легли в основу идеологии трансгуманизма. Ник Бостром, один из главных теоретиков трансгуманизма, в статье «История трансгуманистических мыслей» пишет: «Трансгуманизм имеет корни в рациональном гуманизме. В XVI и XVII веках мы улавливаем проблески идеи, что люди могут быть развиты и усовершенствованы с помощью науки» [21]. 
15 Из всей плеяды властителей дум той эпохи мы выделим философа Николя де Кондорсе, которого называют автором «завещания просвещения» и «философского гимна прогресса». В своей книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе завершает свои рассуждения главой «О будущем прогрессе человеческого разума». Автор заявляет о необходимости беспредельного, беспрерывного прогресса как политических систем, общественных институтов, так и человека. Он пишет: «Будет ли теперь нелепо предположить, что совершенствование человеческого рода должно быть рассматриваемо как неограниченно прогрессирующая способность, что должно наступить время, когда смерть будет только следствием либо необыкновенных случайностей, либо все более и более медленного разрушения жизненных сил, и что, наконец, продолжительность среднего промежутка между рождением и этим разрушением не имеет никакого предела?» [8, с. 256]. Эти слова аналогичны имморталистским представлениям трансгуманистов. Благодаря достижениям науки (Кондорсе приводит в пример предохранительную медицину) и совершенствованию бытовых условий, «средняя продолжительность жизни должна беспрестанно возрастать» [там же]. 
16 У Кондорсе также можно наблюдать зачатки дискурса о наследственности и преобразовании физической организации человека, на открытия в чьих областях он возлагает большие надежды. В конце XIX ̶ начале XX века окрепнет евгеника, а генная инженерия станет одним из основных проектов «улучшения» человека. Проблема идей Н. Кондорсе состоит в том, что идея беспрерывного прогресса перекрывает идеи, являющиеся методами или условиями достижения идеи беспрерывного прогресса. Первая идея выступает как сильная цель, идеи как методы или условия являются второстепенными. В самом дискурсе Н. Кондорсе прослеживается условность идей-условий и гегемония верховной идеи прогресса: «мы не знаем даже, определена ли общими законами природы грань, далее которой она (средняя продолжительность жизни) не могла бы распространяться» [8, с. 257]. Отсутствие грани, антропологического предела является явным паттерном сходства идей Кондорсе и трансгуманистов. Таким образом, оправдание и отделение идей Н. Кондорсе от трансгуманистических, представленное в важной работе О. Виноградовой, перекрывается доминирующей идеей беспредельного прогресса, что говорит о идейном родстве представлений трансгуманистов и Н. Кондорсе [3].
17 Следующим основополагающим историческим событием, в значительной степени способствовавшим развитию идей технологического преобразования человека, является публикация книги «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина. На наш взгляд, это событие оказало еще более существенное влияние на идеологию трансгуманизма и концепцию «улучшения» человека, чем идеи эпохи Просвещения в целом и Кондорсе в частности. Чарльз Дарвин повлиял на представления о человеке в целом. Его парадигма укрепила представления о человеке как о биологическом существе, созданном эволюционным процессом. 
18 Идеи Дарвина вдохновили целую плеяду научных деятелей, основывающихся на его теории. Исследованиями Дарвина вдохновлялся его двоюродный брат и создатель евгеники Френсис Гальтон, последователем Дарвина был знаменитый биолог Томас Генри Хаксли, дед писателя Олдоса Хаксли и биолога Джулиана Хаксли, который впервые употребил термин «трансгуманизм».
19 В ХХ веке дискурс об изменении природы человека вышел на новый уровень. В 1923 году биолог Джон Холдейн написал эссе «Дедал, или наука и будущее». В этой работе он называет ученых современными Прометеями, призывает их делать своё дело, не обращая внимания на моральную сторону вопроса, возлагая надежду на науку как на проводника на пути к прогрессу и благоденствию общества. Он также смело заявляет о возможности прямого преобразования человека биологическими средствами, размышляет о технологиях искусственного оплодотворения, иммортализме и генной инженерии.
20 «Научный работник будет все больше напоминать одинокую фигуру Дедала, когда он осознает свою ужасную миссию и будет гордиться ею». Холдейн подразумевает сюжет создания Минотавра, о котором пишет в своём тексте ранее, как о генетическом эксперименте Дедала. Миссия научных деятелей, таким образом, по мнению Холдейна, должна заключаться в «делании своего дела», в процессе которого они «не должны принимать мораль слишком серьезно», будучи вне рамок какого-либо осуждения, как и Дедал, избежавший кары богов [24].
21 В словах автора эссе звучат те ноты, которые передались сегодняшним создателям технологий и научным исследователям. Открытия ценны сами по себе, человек становится объектом этих открытий. Морально-этические категории можно преодолеть — это дело риторики, умелого лобби, либо вовсе игнорирования каких-либо норм, как это сделал Хэ Цзянькуй, совершив запрещенные манипуляции с генами эмбрионов.
22 Взгляды Холдейна оказали влияние на ученого Дж. Бернала, одного из создателей концепции научно-технического прогресса, писателя Олдоса Хаксли, писателя-футуролога Олафа Стэплдона и др. Последний автор считается основоположником английской научной фантастики, наряду с Гербертом Уэллсом, и одним из предтечей трансгуманизма [21].
23 Еще одним важным историческим событием первой половины XX века было первое упоминание термина «трансгуманизм» в книге 1929 года «Религия без откровения». Автором этой книги является Джулиан Хаксли, биолог и общественный деятель, основатель ЮНЕСКО. «Человеческий вид, — пишет он, — может, если захочет, преодолеть себя — не только спорадически, один здесь в одну сторону, один там в другую, но в целом, как человечество. Нам необходимо имя для этой новой веры. Может быть этим именем будет трансгуманизм: человек, оставшийся человеком, но преодолевший себя, благодаря реализации и ради реализации новых возможностей человеческой природы» [16, c. 27]. 
24 Следует разобраться подробнее, что же хотел донести Д. Хаксли. Может показаться, что он имеет в виду естественные средства и способы совершенствования человека. Однако не следует забывать, что этот текст писал биолог, генетические технологии набирали в то время популярность и заключали в себе большой потенциал. Поэтому, когда автор пишет, что «человек остаётся человеком», по всей видимости, подразумевает целостность лишь его внешнего облика. 
25 Наряду с развитием научных и футуристических идей, в XX веке укреплялось движение евгеники. Трансгуманисты желают всячески отмежеваться от этого трагического исторического феномена, однако связь двух подходов, несомненно, присутствует. Взять хотя бы проекты генетических улучшений человека. Генное редактирование — потенциальное орудие новых евгенических манипуляций. 
26 Расцвет трансгуманистического движения и расширение технологий «улучшения» человека 
27 Если до этого мы говорили о предтече трансгуманистических идей «улучшения» человека, их идейном основании, то во второй половине XX века для трансгуманистического мировоззрения был заложен и технологический фундамент.
28 Возникли новые науки — кибернетика, информатика. Роберт Эттинджер пишет книгу «Перспективы бессмертия», открывая миру технологию крионирования, Марвин Мински активно развивает представления о технологии искусственного интеллекта, Манфред Клайнс и Натан Клин придумывают и осмысляют термин «киборг», а Эрик Дрекслер развивает идеи молекулярных нанотехнологий. 
29 Начиная с 70-х годов дискурс о технологическом преобразовании человека и вопросах будущего планеты вышел на новый уровень. Вектор, заданный Холденом, Берналом, Стэплдоном в начале XX века, в полной мере начал раскрываться в последние его десятилетия. 
30 Ферейдун Эсфендиари (переименовавший себя впоследствии в FM-2030), футуролог и публицист иранского происхождения, которого называют основателем трансгуманистического движения, впервые в достаточно категоричной форме заявил о необходимости преобразования человеческой природы. Он ввел термин «трансчеловек». Под трансчеловеком он понимает «переходное» существо, «первое проявление новых эволюционных существ», стремящихся к преобразованию в «постчеловека» [23]. 
31 В своих трудах «Optimism One», «Up-Wingers», «Telesphers», «Are You a Transguman?» Эсфендиари выразил твердую уверенность в необходимости использовать любые средства для преобразования человека в постчеловека, таким образом заложив в основу идеологии трансгуманизма технологическую «всеядность». Согласно его представлениям, допускаются генетические преобразования, манипуляции с цифровыми технологиями, технологиями аугментации, преобразующими фармацевтическими препаратами и т.д. 
32 В конце 80-х — начале 90-х годов XX века идеи трансгуманизма стали крепнуть и находить свою аудиторию. Ядро трансгуманистов сформировалось в Калифорнии. Ведущую роль в укреплении позиций трансгуманизма сыграл философ Макс Мор. В 1990 году он написал манифест «Принципы экстропианства», в котором в виде доктрины изложил основные ценности и пути эволюционного преобразования человека. Его представления об «улучшении» человека в большинстве своем схожи с идеями Эсфендиари, за исключением некоторых нюансов идеологического характера. Однако в целом лейтмотив сохранился: необходимо преодолеть биологическую природу человека любыми доступными технологическими средствами [27]. 
33 С 90-х годов начинают возникать общественные трансгуманистические организации. Появляется «Институт Экстропии» Макса Мора, «Всемирная трансгуманистическая организация», позже переименованная в «Человечество +», институт «Сингулярности», Российское трансгуманистическое движение и др. Все эти организации в существенной степени повлияли на развитие идей «улучшения человека».
34 Необходимо отметить, что в 1993 году состоялся важный для дискурса о будущем человека симпозиум VISION-21. На нем Вернон Виндж впервые заявил о технологической сингулярности. Виндж говорит о наступлении сингулярности, как о «точке, в которой наши старые модели придется отбросить, где воцарится новая реальность» [2, c. 7]. Он связывает это событие с технологией искусственного интеллекта: «в ближайшие тридцать лет появятся технические средства для создания сверхчеловеческого интеллекта. Вскоре после этого эра человека закончится» [2, c. 2]. В этом событии видится завершенный финал всех чаяний трансгуманистов, законченный контур «постчеловека» — не антропоморфного существа, но новой эры без человека. В 2000-х идеи трансгуманизма и преобразования человека перешли в академическую среду.
35 Ключевым мыслителем трансгуманистов стал профессор Оксфордского университета Ник Бостром. Он написал ряд важных работ, которые обогатили теоретическую базу трансгуманизма и концепции «улучшения» человека. Бостром внес свой вклад в движение трансгуманизма не только с теоретической стороны, но и с практической. Бостром в партнерстве с Дэвидом Пирсом, еще одним вдохновителем трансгуманизма, философом, профессором Оксфордского университета, основали «Всемирную трансгуманистическую организацию» (BTA). В 2002 году BTA подготовила Трансгуманистическую декларацию, в составлении которой приняла участие целая плеяда весомых сторонников трансгуманизма [21].
36 Важной вехой в истории развития концепции «улучшения человека» является расшифровка генома человека в 2003 году. Это событие послужило катализатором развития технологий генного редактирования человека. «Создание проекта “Геном человека” поставило биологию в ряд тех наук, которые способны реализовать глобальные программы не только теоретического, но и практического плана», — заявляет специалист в области осмысления проблем генной инженерии, профессор Е.Н. Гнатик [4]. Напомним, что для трангсуманизма и концепции «улучшения» человека редактирование генома является одной из главных технологий, наряду с киборгизацией и «загрузкой» сознания.
37 Начиная с 90-х годов концепция «улучшения» человека дополнилась фармацевтическими технологиями. В частности, в проекте «Гедонистического императива» трансгуманист Дэвид Пирс называет фармацевтические препараты одной из основных технологий избавления от любого негативного опыта [28].
38 Воплощение его теории можно было наблюдать на практике, когда рост опиоидной наркомании в результате употребления лекарств превратился в повсеместную проблему американского народа. В 2017 президент США Дональд Трамп в связи с опиоидным кризисом официально объявил чрезвычайную ситуацию.
39 Реализация идей «улучшения» человека в XXI веке
40 По мере роста числа проектов преобразования человека и возможностей новых технологий с 2000-х годов концепция Human enhancement начала выходить за рамки трансгуманистического дискурса, став отдельным предметом дискуссий. 
41 Идея преобразования человека становится важной биоэтической проблемой. Находятся противники идей «улучшения», пишутся важные для осмысления работы, посвященные этой проблеме. Происходит разделение на сторонников технологического вмешательства в биологическую природу человека и биоконсерваторов. Среди сторонников технологического вмешательства можно отметить директора в области машинного обучения Google Рэймонда Курцвейла, биоэтика Джона Харриса и Рональда Бейли, австралийского философа Джулиана Савулеску, уже упомянутого выше Ника Бострома и др. В защиту человеческой биологической природы выступают Юрген Хабермас, Майкл Сэндел, Фрэнсис Фукуяма и др.
42 Проблема преобразования человека широко обсуждается и в отечественной научной среде. Еще в советские годы данную проблему разрабатывал академик И.Т. Фролов. Вопросу «улучшения» человека уделяли пристальное внимание Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко, С.С. Хоружий, Е.Н. Гнатик и др. В 2009 году журналом «Человек» был проведен круглый стол на эту тему, а в 2014 году концепция «улучшения» человека стала предметом дискуссий «Фроловских чтений» [15, c. 81].
43 На протяжении первого десятилетия XXI века тема совершенствования человека с помощью технологий начала развиваться в отдельных трудах и исследованиях. В 2009 году Н. Бостромом был выпущен сборник Оксфордского университета, полностью посвященный проблеме Human enhancement. В этом сборнике собраны как общие обсуждения, так и тексты на специфические темы, посвященные отдельным технологиям «улучшения». В этом же году группа ученых готовит доклад для Национального научного фонда, в котором отвечает на 25 вопросов по проблеме «улучшения человека» [21].
44 В начале 2010-х годов появляется новая эффективная технология редактирования генома CRISPR/Cas9. Эта технология примечательна тем, что на ее базе в 2019 году провели первое редактирование человеческого генома [30].
45 Постепенно внимание научного сообщества смещается в сторону информационных и цифровых технологий, а проблема искусственного интеллекта становится ключевой. В 2015 году коллектив из более чем 1000 ученых и деятелей в IT-индустрии написал открытое письмо разработчикам искусственного интеллекта, акцентируя внимание на важности контроля данной технологии, особенно в военной сфере. Они высказали опасения в связи с тем, что технологии искусственного интеллекта обладают большим потенциалом мощности и в неосторожных руках могут нанести непоправимый ущерб миру и человечеству [10].
46 В 2016 году Клаус Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе, заявил о грядущей четвертой промышленной революции: «Мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение. По масштабу, объему и сложности это явление, которое я считаю четвертой промышленной революцией, не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества» [19, c. 13]. Речь идет об изменениях во всех сферах жизни благодаря технологическому развитию. При этом рассматриваются не только изменения человека, но и глубокие экономические, политические и социальные трансформации.
47 Уклон в сторону информационных технологий сказался и на подходах к преобразованию человека. Появилось множество сторонников киборгизации, которые экспериментируют над своим телом, вживляют чипы и имплантаты, чтобы увеличить свои возможности.
48 Так, например, в Швеции массово чипировали более 5000 людей. Чип вживлялся под кожу, чтобы заменить электронные карточки, кошелек, пропуска, другие электронные средства, которые можно записать в чип [6].
49 Стали популярны такие движения, как биохакинг и «измерение себя». Первый подход включает в себе различные манипуляции с организмом с помощью технологий для улучшения самочувствия и роста продуктивности, второй полностью полагается на гаджеты и приложения, которые позволяют сделать необходимые замеры и выстраивать дальнейшую жизнь исходя из этих показателей. Появилось значительное количество компаний и проектов, занимающихся разработкой искусственных конечностей, робототехники, линз с дополненной реальностью, разработкой чипов и других средств модификации человека.
50 Наиболее серьезными событиями уходящего десятилетия стали два: генетически преобразованные младенцы и анонсированный Илоном Маском проект «Neuralink».
51 В ноябре 2018 года на международном Гонконгском саммите по редактированию генома китайский ученый Хэ Цзянькуй, работающий в Южном университете науки и технологий Китая, во всеуслышание объявил о первом в истории успешном эксперименте по редактированию генома. В ходе эксперимента были преобразованы ДНК эмбрионов двух близнецов, изъят ген CCR5, благодаря чему они получили пожизненный иммунитет к ВИЧ-инфекции [5]. В июле 2019 года Илон Маск, один из самых влиятельных предпринимателей и лидеров мнения десятилетия, представил общественности разработку его компании «Neuralink» — имплантируемый в мозг компьютерный интерфейс. Продукт представляет из себя чип, который подсоединяется к мозгу с помощью сверхтонких канальных сенсоров. Во время презентации было сказано, что уже проводились испытания на животных, а в 2022 году планируются клинические испытания с участием человека [7].
52 Этими событиями завершается второе десятилетие XXI века. Становится понятно, концепция «улучшения человека», не успев обрасти должной теоретической базой, начала реализовываться в действующих проектах, перешла в практическую плоскость. Уже поздно осмыслять, что допустимо или недопустимо. Уязвимость этических комиссий и государственных структур так высока, что вопрос формулируется предельно конкретно для каждого отдельного проекта: «что допустить» и «что не допустить». Тут мы наблюдаем всю шаткость положения человека.
53 Герд Леонард, один из главных футурологов Европы, достаточно прямо сравнивает новые технологии с атомной бомбой. Очередной джин может быть выпущен из бутылки по неосторожности, недостаточному вниманию, либо благодаря влиятельному лобби. Не допустив, скажем, манипуляции с редактированием генов, комиссия по этике может разрешить внедрение нейроинтерфейса. Не принятая технология в одной стране может быть одобрена в другой. И как только спусковой крючок будет нажат, человечество начнет засасывать в социально-технологическую воронку [9].
54 В трансгуманистической концепции «улучшения человека» наблюдается компиляция идей, постепенно возникавших на протяжении веков. Видны последствия идей беспрерывного прогресса Кондорсе, биологизации человека Холдейна и Хаксли, кибернетической революции, визионерских прорывов фантастов. Генри Киссинджер проницательно назвал свою статью об искусственном интеллекте «Как завершается эпоха Просвещения», указывая на корни радикальных технологических проектов [25].
55 Тенденции деантропологизации в связи научно-техническим прогрессом хорошо улавливали и философы. Уже в первой половине XX века о «забвении бытия» говорил М. Хайдеггер, о «замене человека с иным, не человеческим существованием» писал Н. Бердяев. В XXI веке уже особенно ярко видел данные тенденции Ж. Бодрийяр, говоря об «исчезновении человека». Обозначил «тренд ухода» и С. Хоружий. 
56 Скрываясь за светлыми головами видных деятелей науки и философии, трансгуманистическое «улучшение человека» пытается выдать себя за концепцию, родственную гуманистической, когда на деле хорошо видна авторитарность и однобокость данной концепции.
57 Трансгуманизм, скорее, стоит назвать антигуманистической концепцией. Ведь только в антигуманистической концепции человек есть средство, или, если выражаться немного острее, удобрение для более эволюционно совершенной формации. Для постчеловека.

References

1. Baudrillard J. Pochemu vse eshche ne ischezlo? [Why hasn't everything already disappeared?], trans. from French by A. Bolgov. [Electronic resource]. URL: http://syg.ma/@alesya-bolgova/zhan-bodriiiar-pochiemu-vsie-ieshchie-nie-ischiezlo (date of access: 03.04.2020).

2. Vinge V. Singulyarnost' [The Coming Technological Singularity. What If the Singularity Does Not Happen? The Cookie Monster], trans. from English by M. Levin, V. Grishechkin. Moscow: AST Publ., 2019.

3. Vinogradova O.A. Nikolya de Kondorse: teoretik progressa ili ideolog transgumanizma? [Nicolas de Condorcet: A Theorist of Progress or an Ideologist of Transhumanism?]. Chelovek. 2019. Vol. 30, N 5. P. 76–89.

4. Gnatik E.N. Rasshifrovka genoma cheloveka: uspekhi, problemy, perspektivy [Mapping on the human genome: progress, problems, prospects]. RUDN Journal of Philosophy. 2016. N 1. P. 118–127.

5. Grigoryan A. Sekretnyi eksperiment v Kitae: Genno-modifitsirovannye bliznetsy ne budut bolet' SPIDom [Secret experiment in China: Genetically modified twins will not get AIDS]. Publ. House “Komsomolskaya Pravda”. December 5, 2018 [Electronic resource]. URL: https://www.kp.ru/daily/26917.3/3962362/ (date of access: 04.03.2020).

6. Erusalimsky D. ZHitelyam SHvetsii nachali massovo vzhivlyat' chipy pod kozhu [The inhabitants of Sweden began to massively implant chips under the skin]. Newspaper “Moskovsky Komsomolets”. June 26, 2018 [Electronic resource]. URL: https://www.mk.ru/science/2018/06/26/zhitelyam-shvecii-nachali-massovo-vzhivlyat-chipy-pod-kozhu.html (date of access: 01.04.2020).

7. Neuralink. Complete Presentation by Elon Musk. July 17, 2019 [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YKzCD2IEYUQ&t=1694s (date access: 05.04.2020).

8. Condorcet J.A. Eskiz istoricheskoi kartiny progressa chelovecheskogo razuma [Sketch for a Historical Picture of the Progress of the Human Mind], trans. from French by I.A. Shapiro. Moscow: State Socio-Economic Publ., 1936.

9. Leonhard G. Tekhnologii protiv cheloveka [Technology vs. Humanity], trans. from English by A.O. Yurkov, M.Yu. Kilin, T.Yu. Glazkov. Moscow: AST Publ., 2018.

10. Mask, KHoking i KHomskii podpisali otkrytoe pis'mo protiv oruzhiya s II [Musk, Hawking and Chomsky signed an open letter against weapons with AI]. NanoNewsNet.ru. July 28, 2015 [Electronic resource]. URL: http://www.nanonewsnet.ru/news/2015/mask-khoking-khomskii-podpisali-otkrytoe-pismo-protiv-oruzhiya-s-ii (date of access: 22.03.2020).

11. Minsky M. Soobshchestvo razuma [The society of mind], trans. from English by V. Zhelninov. Moscow: AST Publ., 2018.

12. Mirandola P. Rech' o dostoinstve cheloveka [The Oration on the Dignity of Man], trans. from Italian L. Bragina. Istoriya estetiki. Pamyatniki mirovoi esteticheskoi mysli v 5-i tt. [History of aesthetics. Monuments of world aesthetic thought in 5 vols.]. Vol. 1. Moscow: The USSR Academy Of Arts Publ., 1962. P. 506–514.

13. Mironov V.V. Vechnoe i nastoyashchee v filosofii — Pogruzhenie v digital'nuyu peshcheru Platona? [Eternal and present in philosophy — Immersion in the digital cave of Plato?]. March 12, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H_gFV6m6mos (date access: 22.03.2020).

14. Rostova N.N. S. Pinker o postizhimom i nepostizhimom v sushchnosti cheloveka [S. Pinker about the comprehensible and incomprehensible in the essence of man]. Philosophical anthropology. 2018. Vol. 4, N 2. P. 81–90.

15. Tishchenko P.D. Ob idolakh i idealakh biotekhnologicheskogo samoizobreteniya cheloveka [On idols and ideals of biotechnological self-invention of a person]. Problema sovershenstvovaniya cheloveka (v svete novykh tekhnologii) [The problem of Man perfection (in the light of new technologies)], ed. by G.L. Belkina, M.I. Frolov. Moscow: LENAND Publ., 2016. P. 81–102.

16. Huxley J. Religiya bez otkroveniya [Religion without revelation], trans. from English. Moscow: Znanie Publ., 1992.

17. Harari Y. Homo Deus. Kratkaya istoriya budushchego [Homo Deus. The History of the Tomorrow], trans. from English by A. Andreev. Moscow: Sinbad Publ., 2018.

18. Horuzhiy S.S. Sotsium i sinergiya: kolonizatsiya interfeisa [Socium and synergy: the colonization of the interface]. Kazan: Publ. of the Kazan Innovative Univ. named after V.G. Timiryasov, 2016.

19. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo Publ., 2019.

20. Allhoff F., Lin P., Moor J., Weckert J. Ethics of Human Enhancement: 25 Questions & Answers, US National Science Foundation. 2009. Р. 1–50 [Electronic resource]. URL: http://ethics.calpoly.edu/NSF_report.pdf (date of access: 22.03.2020).

21. Bostrom N. A history of transhumanist thought. Academic Writing Across the Disciplines, eds. Michael Rectenwald & Lisa Carl. New York: Pearson Longman, 2011.

22. Bostrom N. Dignity and Enhancement. UK: Oxford Future of Humanity Institute, 2007 [Electronic resource]. URL: https://nickbostrom.com/ethics/dignity-enhancement.pdf (date of access: 22.03.2020).

23. FM-2030. Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. New York: Warner Books, 1989.

24. Haldane J.B.S. Daedalus or Science and the Future, transcribed by Cosma Rohilla Shalizi, 10 April 1993 [Electronic resource]. URL: http://bactra.org/Daedalus.html (date of access: 29.03.2020).

25. Kissinger H. How the Enlightenment Ends. The Atlantic. June 2018 [Electronic resource]. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/06/henry-kissinger-ai-could-mean-the-end-of-human-history/559124/ (date of access: 02.04.2020).

26. Kourany J.A. Human Enhancement: Making the Debate More Productive. Erkenntnis. 2014. N 79 (S5). P. 981–998.

27. More M. The Principles of Extropy. Version 3.11. California: The Extropy Institute, 2003. Р. 1–13.

28. Pearce D. The Hedonistic Imperative [Electronic resource]. URL: https://www.hedweb.com/ (date of access: 02.04.2020).

29. Savulescu J., Bostrom N. Human Enhancement. Oxford: Oxford Univ. Press, 2009.

30. Travis J. Making the cut. Scienсe. 2015. Vol. 350, Iss. 6267. P. 1456–1457.

Comments

No posts found

Write a review
Translate