Новые социальные движения в сетевую эпоху: статьи, интервью, экспертные заключения: Монография. М., 2019
Новые социальные движения в сетевую эпоху: статьи, интервью, экспертные заключения: Монография. М., 2019
Аннотация
Код статьи
S023620070019081-6-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цуркан Евгений Геннадьевич 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Страницы
173-181
Аннотация

-

Ключевые слова
-
Классификатор
Получено
14.03.2022
Дата публикации
14.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
758
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В рецензируемой монографии, вышедшей в серии «Библиотека кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова», ведущие эксперты МГУ им. Ломоносова, РАН и НИУ ВШЭ обратились к непростой и приобретающей все большую актуальность проблеме новых социальных движений и специфических трансформаций, вызванных внедрением цифровых технологий в производство протестной коммуникации.
2 Вызванная развитием интернет-технологий трансформация активизма и протестной коммуникации привела к существенному подрыву теоретических достижений социальных наук в области концептуализации социальных движений. Новые социальные движения, коммуницируя и развиваясь в сети, становятся все более непрозрачными для внешнего наблюдателя, что приводит к непредсказуемости оффлайновых манифестаций социально-сетевой активности — уличных демонстраций и иных форм городского активизма. Горизонтальность и ризоматичность координации локальных сообществ и индивидов в новых социальных движениях заставляют по-новому взглянуть на проблему возможности коллективного действия. Наблюдательная недоступность приводит к необходимости пересмотра исследовательских подходов.
3 В монографии ставится цель выявить при помощи новой исследовательской оптики, сконструированной на методологической базе системно-коммуникативного подхода, программные механизмы сетевой активности, тематическое разнообразие протестных движений, определить их функции и дисфункции. Новые социальные движения описываются как «комплексная динамическая коммуникативная система, основанная на собственных уникальных символических медиа коммуникативного успеха, собственных медиа распространения информации, обеспечивающих формирование новой коммуникативной системы сетевого протеста» (с.7).
4 Монография разделена на три части. Первые две, написанные Р.Э. Бараш совместно с А.Ю. Антоновским, включают в себя 6 глав, которые структурно и стилистически выполнены в форме статей и посвящены наиболее значимым и актуальным проблемам, находящимся на фронтире современных исследований протестных движений. В третьей части размещены экспертные заключения и результаты опроса студентов.
5 В первой главе выдвигаются шесть ключевых гипотез о несистемной протестной коммуникации, составляющих остов предлагаемой позитивной программы исследования протеста. Данные гипотезы обосновываются в последующих главах. В зачаточной форме схожие гипотезы были сформулированы в 80-ых – начале 90-ых годов в «общей теории коммуникативных систем» Н. Лумана, однако в монографии они были существенным образом развиты и дополнены.
6 Гипотеза «компенсаторной лояльности» состоит в том, что в отличие от других коммуникативных систем, имеющих более жесткие организационные рамки, протестная коммуникация ориентирована «на личностную привязанность системе протеста» и требует «персональной лояльности к теме или ключевой идее» (с. 20).
7 В гипотезе «инклюзивного социального контроля» говорится о невозможности обеспечения социального контроля путем насильственного исключения из общества девиантных форм поведения, аномных форм коммуникации и альтернативных ценностей. Исчезновение «эксклюдирующего» контроля приводит к кристаллизации протеста по двум причинам. Первая состоит в том, что чуждые друг другу «стили жизни» находятся в непосредственной «интерактивной близости»: мигранты живут на одних и тех же улицах с коренным населением, представители субкультур и контркультур — с людьми более традиционных взглядов. Появление условно единого пространства интернета существенно повышает возможность столкнуться с чуждыми ценностями и альтернативными стилями жизни. Вторая причина заключается в отсутствии необходимости конформного поведения, так как исчезает угроза быть исключенным из общества в качестве «асоциального элемента». Это делает возможным интеграцию по принципу «исключенности», которая со временем трансформируется в «исключительность».
8 Демонстративное непризнание некоторых нормативных установлений становится основой для организации сообществ на основании собственного «поражения в правах» или сопереживания людям, «пораженным в правах», что приводит нас к третьей гипотезе — гипотезе «заместительной пораженности». Согласно ей, ядро протестной активности парадоксальным образом состоит не из людей, действительно ставших жертвами угнетения, а из их «идейных представителей». «Пораженность в правах» предстает лишь темой протеста, а не переживается участниками протеста как личная травма, то есть является некоторого рода симуляцией — страданием за другого. Реальное страдание должно стать социальным фактом — создать нормативные установки, вызывающие сопереживание со стороны непосредственно не пострадавших участников. Так устанавливается структурное сопряжение между индивидуальным ментальным переживанием и социальным состраданием, способным стать темой коммуникации. «Заместительная тематизация страдания образует ядро коммуникативной системы протеста» (с. 22).
9 Описания и самоописания «страдающих сообществ» не обладают достаточной интегративной силой, способной организовать массы для коллективного действия — должен существовать какой-то дополнительный социальный мотив и «социальная эмоция». Четвертая гипотеза заключается в том, что дополнительным мотивом выступает «социальный страх». Под «социальным страхом» понимается перманентная встревоженность с нефиксированным источником, «мера энергии, постоянно подпитываемая и накапливающаяся посредством конкретных преходящих страхов» (с. 23). Чтобы энергия могла вылиться в массовый протест требуются «непсихические формы проявления» — механизмы социальной памяти и постоянной актуализации предмета страха.
10 Из третьей и четвертой гипотезы следует пятая, состоящая в том, что эмоции, мотивирующие протест, должны пониматься в социальном, а не психологическом смысле. Это означает разрыв с депривационно-психологическим подходом к описанию протестных движений. Главным аргументом в пользу такого понимания мотивов и эмоций протестующих служит невероятность перманентного накопления и передачи страхов другим участникам движения на уровне индивидуальной психики. Благодаря культивированию способности испытывать страх за другого нейтрализуется традиционная установка, запрещающая мужчинам демонстрировать страх. Говорить о страхе становится нормой. «Именно страх по причине его эмоциональной силы, несопоставимо более мощной в сравнении с другими эмоциями … выступает автопоэтическим механизмом, который делает возможным “накручивание” и социальное “возбуждение”, как следствие — заинтересованное обсуждение» (с. 24). Из чего следует, что изучение протеста должно включать в себя выявление конкретных механизмов накопления и передачи страхов. Таким механизмом в шестой главе обозначается визуализация страха. Ключевой проблемой объяснения протеста является раскодирование механизмов мотивации в нем участвовать. Лучшим способом вызвать сочувствие, согласно авторам монографии, является визуализация страданий — картинки, распространяемой в аналоговых и цифровых медиа.
11 Согласно шестой гипотезе, протестное движение обладает «экстра-системным» характером, оно не способно к образованию организации, формулированию политической программы и выдвижению реальных альтернатив существующему положению вещей. «Протестная коммуникация … не считает своей задачей предложение рационального решения обсуждающейся проблемы» (с. 29). Мысль о том, что протестная коммуникация является «альтернативой без альтернативы» (с. 47) и может институализироваться и приобрести форму организации только путем интеграции в русло системной политической конкуренции (то есть через потерю статуса социального движения) красной нитью проходит через все исследование. Вместе с тем, экстра-системность протеста, являющаяся (парадокс) его системным свойством, обеспечивает главные условия его воспроизводства — «всепроникаемость» и «неуничтожимость» (с. 46).
12 Из обозначенных гипотез, когерентных в рамках системно-коммуникативной теории, выводится ряд очень интересных и нетривиальных, если не сказать дискуссионных, следствий.
13 Первое состоит в том, что протест рассматривается как причина самого себя, самовоспроизводящаяся система коммуникации, в которой зависимость от внешних факторов — действительных общественных напряжений — оказывается достаточно произвольной. Из такого определения протеста, в котором Р.Э. Бараш и А.Ю. Антоновский наследуют британскому исследователю Х. Фухсу, следует, что радикальный протест может быть спровоцирован незначительным событием, а фундаментальные структурные напряжения, влекущие депривацию потребностей и социальное недовольство значительной массы населения, могут не порождать протестной активности. Протест рассматривается в эволюционном смысле, как реализация возможности, а не как ответ на определенный вызов. В таком случае «социальные проблемы», выступающие референтом протестной коммуникации, являются не причинами протестной коммуникации, а следствиями. Протест высвечивает и в этом смысле создает общественные проблемы, с которыми призван бороться. Это, конечно, не значит, что «социальные проблемы» являются выдуманными и навязанными. Это указывает на то, что многие общественные явления подразумевались в качестве «нормальных» до тех пор, пока не были артикулированы протестными движениями в качестве формы угнетения и социальной несправедливости.
14 В качестве альтернативы традиционному «реактивному» пониманию социальных движений, согласно которому социальная проблема вызывает к жизни протестные движения, авторы предлагают «проактивное» понимание протеста — коммуникация по поводу темы протеста высвечивает и создает проблему в качестве своего референта и цели коллективных действий (с. 41). В этом вопросе системно-коммуникативная теория, развиваемая авторами, противопоставляется более традиционным подходам к объяснению протеста — «ресурсно-мобилизационному» и «структурно-критическому», исходящим из предположения о том, что именно макро-системные трансформации общества являются причиной изменения коммуникации на микроуровне, а не наоборот. Примечательно, что к более традиционным подходам склонялись и студенты, участвовавшие в опросе, который приведен в третьем разделе монографии. Наиболее значимым фактором протестной активности ими были названы именно «социально-экономические», а не коммуникативные факторы. Часть экспертов, чьи мнения приведены в третьем разделе, разделяют студенческую интуицию.
15 Несмотря на дисфункциональность протеста, вытекающую из предположения о том, что протест представляет собой «альтернативу без альтернативы», в третьей главе в качестве особой функции девиантных (в том числе протестных) форм коммуникации обозначено формирование «социального иммунитета». Отдельно оговаривается, что тезис о позитивных функциях «дисфункциональной коммуникации» не должен пугать своей парадоксальностью: «Об этом можно говорить в том же смысле, в котором медицина и эволюционная теория может рассматривать болезнь, мутации, смерть как позитивную функцию для популяции …» (с. 58).
16 Под «социальным иммунитетом» подразумевается «variety pool» инновационных коммуникативных образцов, которые апробируются в малых сообществах без реализации в более обширных коммуникативных системах и обществе в целом. Это позволяет нейтрализовать опасность внедрения новых ценностей и стилей жизни, которые способствуют интеграции в малых масштабах, но могут оказываться разрушительными в масштабах общества. Именно вокруг новых (в этом плане маргинальных) ценностей выстраивается протестная активность. Отклоняющиеся ценности и стили жизни в тех редких случаях, когда они обладают способностью общественной интеграции, могут войти в корпус «всеобщих прав человека». Примерами служат идеи равноправия женщин, прав сексуальных меньшинств, атеизма. Если отклоняющиеся ценности обладают возможностью исключительно узкогрупповой интеграции, то они остаются локальными.
17 Оригинальным образом в четвертой главе развивается теория «слабых стимулов», предложенная в рамках неутилитаристской теории рационального выбора (Дж. Колуман), в которой участник протеста понимается как рациональный актор, чьей мотивацией участия в протесте выступает максимизация выгоды. Теория «мягких стимулов» позволяет решить «проблему невероятности» протестного действия, возникающую из значительных временных затрат и риска, сопряженного с протестной деятельностью, при незначительном «профите» в случае успеха. Мягкий стимул предполагает нацеленность «на состояние удовлетворенности от совершенных действий “ради другого”» (с. 75). Выгода действия «ради другого» состоит в общественном одобрении, позитивной оценке в протестной среде и моральном удовлетворении. Однако авторский коллектив монографии приходит к выводу, что теория «мягких стимулов» не решает главной проблемы: как согласуется единое коллективное действие в условиях отсутствия организации и фигуры харизматического лидера?
18 Чтобы решить указанную проблему в пятой главе к протестному движению применяется метафора «искусственного интеллекта», согласно которой «социальные сети выступают сегодня неким супер-субъектом, который использует ряд программных нейронно-сетевых механизмов … Эти механизмы состоят в способностях оценивать значимость и вес тех или иных релевантных для запуска несетевой активности событий, триггеров и процессов» (с. 84). Существует реестр локальных сообществ (форумов, блогов, групп) — нейронов — которые связаны с определенными протестными темами. Синаптическими механизмами, связывающими отдельные нейроны в комбинации для осуществления коллективного действия, являются «ивенты» — осетевленные протестные события. Также для решения заявленной проблемы привлекается модель «сетевых брокеров» (С. Гонсалес-Бейлон и Н. Ванг) — людей, транслирующих информационные потоки из локальных протестных сообществ в более широкие сообщества. «Инфо-брокеры» перекрывают структурные разрывы, выстраивая «коммуникативные мосты в океане пассивной массы участников протеста» (с. 81). Остается неясным, как модель «инфо-брокера» связывается с метафорой искусственного интеллекта и не противоречат ли они друг другу.
19 В третий раздел монографии включены мнения экспертов о специфике протестной коммуникации. Экспертные заключения дают более широкую панорамную картину протестных движений, поскольку эксперты часто исходят из теоретических интуиций и гипотез, существенным образом отличающихся от высказанных в первых двух разделах монографии. Приведем некоторые из них.
20 К.Х. Момджян в качестве главного референта протестных движений называет «вестернизацию» — особую форму глобализации. Переключение протестной повестки, традиционно датируемое 1968-ым годом, с классового неравенства и колониализма на иные формы социальной несправедливости — расового, религиозного, сексуального неравенства — К.Х. Момджян связывает с доктриной «ультралиберализма». Данная доктрина описывается как «редкий случай временной победы отвлеченных идеологических постулатов над реальными интересами людей» (с. 141). Поскольку ультралиберализм базируется на ошибочном убеждении в том, что классические проблемы экономического дефицита, негарантированной безопасности и выживания остались в историческом прошлом, эта идеология разрушится, как только человечество вступит в период «негарантированных исходов». Иными словами, современная протестная повестка продиктована не объективными социальными дисфункциями, а скорее «забвением» таковых.
21 Экспертное заключение О.А. Ефремова посвящено специфике русского протеста, чему в первых двух разделах монографии было уделено сравнительно мало внимания. Он развивает мысль о специфике «отечественной протестности», отличающейся от «западной оппозиционности» особо разрушительным характером (с. 145). Сутью же отечественной протестности является особое отношение к власти, совмещающее вынужденную покорность и недоверие на грани неприязни (с. 146).
22 В.С. Кржевов настаивает на необходимости, прежде чем делать далеко идущие выводы о радикальной трансформации протестных движений, вновь обратиться к основополагающему для данной проблематики вопросу — вопросу моральной ответственности носителей общественной власти. Е.В. Щербакова концентрируется на описании психологического портрета протестующих. Оба заключения существенным образом раздвигают рамки исследования, заданные в первых двух разделах монографии, поскольку оптика системно-коммуникативного подхода не ухватывает проблематику моральных ограничений и психологической мотивации участников протеста.
23 В рецензии мы наметили абрис основных тем, гипотез и метафор, содержащихся в тексте монографии. Однозначно можно сказать, что исследование является не просто фундаментальным и актуальным, но позволяет по-новому взглянуть на социальные движения. Мнения экспертов дополняют и расширяют общую картину, существенно обогащая системно-коммуникативный взгляд на протестную активность иными исследовательскими интуициями и оптиками. Монографию рекомендуется всем членам социально-философского научного сообщества. Прочтение более широким кругом читателей будет существенным образом затруднено из-за терминологически нагруженного языка, свойственного системно-коммуникативной теории.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести