The Evolution of Pugilism: Current Issues in the Development of Modern Martial Arts
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Evolution of Pugilism: Current Issues in the Development of Modern Martial Arts
Annotation
PII
S023620070025540-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ilya Beresnev 
Affiliation: Public Organization «Chessboxing Federation of Tatarstan»
Address: 3b, 2 Azinskaya Str., 420088 Kazan, Russian Federation
Pages
127-131
Abstract

Pugilism, associated with emergency defense or attack, reveals the physical capabilities of an unarmed person. Such a fight is dictated by natural necessity, and the actions of the fighters depend on the qualities developed spontaneously throughout their lives. Modern boxing is the result of an evolution that required «cultural inventions»: a set of rules that took into account humanistic attitudes; gaming; special equipment. Interaction with art in the 20th century was the source of the emergence of a postmodern hybrid sport — chessboxing, which combines rounds of chess and boxing. In the 21st century, there was a need for the revival of bare-knuckle fights.

Keywords
pugilism, professional boxing, olympic boxing, chessboxing, athlete, performance
Received
30.05.2023
Date of publication
30.05.2023
Number of purchasers
15
Views
277
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 Бокс и кулачные бои ориентированы на массового зрителя, чье понимание зрелищности напрямую связано с травматизмом атлетов. При этом дисциплины имеют отличия. Канонизированная техника движений и эстетическая составляющая боя присуща олимпийскому боксу; индивидуализированное искусство боя в перчатках, отличающееся зрелищностью — профессиональный бокс; кулачный бой актуализирует видимые формы агрессии; перформативные практики, выявляющие новые формы реализации содержательной части кулачного боя и являющиеся новой попыткой его гуманизации — шахбокс.
2 Бой на голых кулаках эволюционировал в регламентированное спортивное состязание. Повысился технико-тактический арсенал бойцов и уровень эстетизации боя. Бокс прошел становление в качестве искусства и технологии, ведь отличительной особенностью боевых искусств является наличие приемов и их упорядоченное применение [Мандзяк, 2005]. Возникновение современного бокса как культурного явления было бы невозможным без гуманистической модификации состязаний. Например, введение защитных перчаток, снижающих уровень травматизма. Боксерские перчатки позволили внести в бой широкий арсенал защитных действий, усовершенствовалась техника движений, что позволило атлетам, не обладающих исключительной физической силой, побеждать за счет мастерства и ловкости. При таком подходе уменьшается количество травм и увечий. Применение специальной экипировки — пример инструментализации, позволяющей достигать виртуозного исполнения технических элементов, что сравнимо с владением кистью художником, который благодаря отточенной технике письма способен выражать сложные абстрактные идеи на холсте. Человек боксирующий соотносится с человеком рисующим. «Рисунок боя» существует как отдельное понятие в боксе и описывает характер телесного труда атлета в момент состязания.
3 Мастерство боксера основано на повторе, поскольку «все навыки начинаются с телесных практик, а техническое понимание возникает благодаря силе воображения» [Сеннет, 2018: 19]. Эстетика боя проявляется благодаря особому порядку телесных действий атлета, обретающих гармоничность, безупречный ритм и форму в рамках поединка. Тело атлета «самовыражается в движении» [Лоу, 1984: 29], в боевой пластике. Появление спортсмена на арене воспринимается как эпифания [Гумбрехт, 2009: 38], что повышает значимость боксера для публики, воспринимающей отдельные матчи как объекты искусства.
4 Тенденции современного бокса связаны с гуманизацией и дегуманизацией. Профессиональный бокс, институционализированный в XX веке, отличительной чертой которого является коммерциализация и зрелищность (show), сохранил черты кулачного боя, где допустимы опасные повреждения костных и мягких тканей лица. Публике демонстрируются последствия перенесенных ударов. Симпатии зрителей напрямую зависят от того, насколько боксёр оказался близок к состоянию физического уничтожения [там же: 105]. При этом атлеты подвергаются эксплуатации и обману [Пассеван, 1978].
5 Драма кулачного поединка переносится в различные соревновательные практики. В декабре 2022 года при содействии Федерации Бокса РФ в Мытищах прошли кулачные бои на льду. Бойцы в хоккейной экипировке воспроизводили поединок на кулаках. В хоккее такой бой является нарушением правил, но при этом не может быть ликвидирован как явление. Есть игроки, специализирующиеся на драках — «тафгаи» (tough guy).
6 Попытка гуманизации связана с проектом олимпийского бокса, где спортсменам полагаются «щадящие» условия состязаний: формула боя 3 раунда по 3 минуты, в профессиональном боксе титульные поединки длятся 10 или 12 раундов; экипировка, минимизирующая последствия ударов.
7 Международная ассоциация бокса (International Boxing Association) однажды инициировала изменение формулы боя (количество раундов увеличилось до четырех, а время раунда уменьшилось до двух минут) и использование защитных шлемов для всех возрастных категорий, а также боксёрских перчаток, особенностью модели которых являлось сведение к минимуму нокаутов и нокдаунов. Бокс стал более динамичным, игровым и дистанцировался от образов физического насилия, потеряв зрелищность и драматичность.
8 Поворот к гуманизации оказался провальным для олимпийского бокса, произошел отток рекламодателей, пропал зрительский интерес и в 2013 году Международная ассоциация бокса взяла курс на возрождение зрелищности. Формула боя, экипировка — баланс поединка вновь сместился в сторону демонстрации физического превосходства, главной чертой которого является способность атлета наносить акцентированные удары.
9 В единоборствах возросла роль представителей кино и искусства, взявших на себя функции спортивных функционеров, формирующих новые культурные явления — гибридные виды спорта. Концепция шахбокса впервые проиллюстрирована в графическом романе «Холодный экватор» Энки Билала [Билал, 2018: 154–168], а возникновение в качестве спортивной дисциплины связано с деятельностью художника Ипе Рубинга. В шахбоксе раунды шахмат чередуются с раундами бокса. В 2003 году Ипе организовал перформанс — первый матч по шахбоксу, в котором принял участие: одержал победу и стал первым официальным чемпионом мира.
10 Шахбокс — постмодернистский проект, в котором игра объединяет несовместимое, в «распавшееся фрагментированное культурное пространство в некоторую относительную временную целостность — целостность разрозненного» [Терещенко, Шатунова, 2003: 92]. Гибридный спорт как объединение различных дисциплин, часто противопоставленных по внутреннему содержанию, является постмодернистской попыткой разрушить «бинарные оппозиции» [там же: 52].
11 Шахбокс сконструирован из рафинированных объектов культуры: синтез бокса, шахмат, перформанса, изобразительного искусства. В отличие от бокса, прошедшего путь эволюционного развития поэтапно, шахбокс является авторским произведением, актом мыслительной деятельности и неотчуждаем от создателя.
12 Мы можем сделать вывод, что эволюция кулачного боя, достигшего сегодня такого синтетического состояния, открывает новые рубежи для развития спорта, его эстетизации и гуманизации. Объединение контактного единоборства с шахматами меняет композицию личности атлета. Смещение баланса от физической к интеллектуальной практике позволяет снизить агрессивную составляющую бокса: в шахматах ущерб символичен, а превосходство определяется отточенными навыками мышления. При этом сегодня возрождаются кулачные бои, акцентирующие внимание на природном состоянии человека, для которого характерна немотивированная жестокость и агрессия.

References

1. Bilal E. Nikopol. Trilogiya [The Nikopol Trilogy]. Moscow: Zangavar Cobalt Publ., 2018.

2. Gumbrecht H.U. Pohvala krasote sporta [In Praise of Athletic Beauty], transl. from English by V. Feshenko. Moscow: New Literary Review Publ., 2009.

3. Lowe B. Krasota sporta: mezhdisciplinarnoe issledovanie [The Beauty of Sport: a Cross-Disciplinary Inquiry], transl. from English by I.L. Monicheva. Moscow: Raduga Publ., 1984.

4. Mandzyak A.S. Boevy`e iskusstva Evropy [The Martial Arts of Europe]. Minsk: Sovremennoe Slovo Publ., 2005.

5. Passevan R. Boks i biznes [Box and Business], transl. from French by A. Ignatova, M. Makarovskoy. Moscow: Progress Publ., 1978.

6. Sennet R. Master [The Master], transl. from English by L. Summ. Moscow: Strelka Press Publ., 2018.

7. Tereshhenko N.A., Shatunova T.M. Postmodern kak situaciya filosofstvovaniya [Postmodern as a Situation of Philosophizing]. Saint Petersburg: Aletejya Publ., 2003.

Comments

No posts found

Write a review
Translate