Музыка и пластика. Константы, смыслы, чувства
Музыка и пластика. Константы, смыслы, чувства
Аннотация
Код статьи
S023620070002343-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ашмарин Игорь Иванович 
Должность: старший научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Номер
Страницы
39-44
Аннотация

В статье рассматриваются историко-культурные параллели и различия в траекториях развития музыки и пластических искусств (живописи, скульптуры, графики). Говорится, что не меньшее значение для художественного сопоставления музыки и пластики имеет сравнение их природных — акустических и оптических — средств художественного освоения действительности. Автор показывает, что акустическая природа музыкальных звуков, в частности их упорядоченная обертоновая структура (как проявление фундаментальных свойств симметрии), обусловила их семиотическое упорядочение, а именно — появление так называемого музыкального звукоряда как своего рода искусственного “алфавитного” языка музыки, чего нельзя сказать о “цветовой палитре” живописи. Подробно рассмотрен генезис музыки и пластических искусств. Для музыки выделена общность происхождения ее мелодического компонента с речевой интонацией. Подчеркивается принципиальная особенность музыкального творчества и музыкального восприятия: объект художественного изображения в музыке не реален, а виртуален; при этом само “изображение” — это некая символическая структура, индуцируемая музыкой в сознании человека, с такими же символическими внутренними связями. На примере музыки раздельно рассмотрены перцептивная и апперцептивная стадия восприятия произведений искусства: перцепция — человек слышит знаки (музыкальные звуки), апперцепция — человек слушает символы (музыку). Именно на стадии апперцептивного восприятия художественных символов действие искусства на человека инвариантно относительно видов искусства, в том числе музыки и пластики.

Ключевые слова
музыка и пластические искусства, речевая интонация, генезис, симметрия, обертоновая структура, символ, знак
Классификатор
Получено
15.10.2018
Дата публикации
07.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1794
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография

1. Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. С. 81.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. С. 198.

3. Ашмарин И.И. Зачем человеку музыкальность // Человек. 1998. № 2. С. 57–78.

4. Ашмарин И.И. Музыкальность — культурогенный феномен? // Мир психологии. 2000. № 1. С. 68–75.

5. Ашмарин И.И. Культурогенное происхождение музыкальности и музыки // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко: Сб. науч. ст. и воспоминаний / М.: Изд. дом Гос. унта — Высшей школы экономики, 2010. С. 152–170.

6. Волькенштейн М.В. Биофизика. М.: Наука, 1981. С. 449.

7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т. 2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. С. 196.

8. Дубравская Т.Н. Мадригал: жанр и форма // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. ст. М.: Музыка, 1978. С. 109.

9. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. С. 45.

10. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2000.

11. Мириманов В.Б. Малая история искусств // Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973.

12. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

13. Скребков С.С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1982. С. 185.

14. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести