Социальный контракт как форма государственной поддержки в глазах населения (на примере Ульяновской области)
Социальный контракт как форма государственной поддержки в глазах населения (на примере Ульяновской области)
Аннотация
Код статьи
S023620070014183-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Вьюговская Е. В. 
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ведьманова Н. Г.
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Ульяновская область, 433460 р/п Старая Майна, ул. Комсомольская, д. 31.
Страницы
42-62
Аннотация

Статья посвящена социальному контракту — форме государственной адресной помощи, успешно применяемой в международной практике и относительно недавно интегрированной в российскую систему социальной поддержки. Особенность механизма социального контракта — его нацеленность на активацию человеческого потенциала, трудовых и образовательных ресурсов, позволяющих личными усилиями преодолеть трудную жизненную ситуацию, обеспечить социальную независимость себе и своей семье, повысить уровень и качество жизни. В отличие от традиционных форм безвозмездной социальной помощи, социальный контракт предполагает соблюдение взаимных обязательств между государством и его гражданами, обусловленных индивидуальной программой социальной адаптации. Результаты исследования, проведенного в Ульяновской области в 2019 году и призванного оценить риски и факторы бедности в регионе, позволили взглянуть на социальный контракт глазами его получателей и приблизиться к пониманию восприятия населением данного вида помощи, ее востребованности и эффективности. Абсолютная польза социального контракта практически не подвергается сомнению, однако малая информированность, редкая обсуждаемость и, как следствие, недостаточные ответственность и понимание предписанных условий реализации заключаемого договора, обнаруживаемые в ответах респондентов, исключают изначально вкладываемую в социальный контракт идею о деловой активности и социальном партнерстве и возвращают к прежним представлениям об одностороннем характере оказываемой государством помощи.

Ключевые слова
социальный контракт, государственная поддержка, адресность, бедность, социальная политика
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Классификатор
Дата публикации
19.03.2021
Всего подписок
24
Всего просмотров
1946
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Традиция социального контракта

2 Задача социально-ориентированного государства — повышение уровня жизни и обеспечение социальной защищенности населения, в особенности таких групп людей, которые в силу тех или иных причин (возраст, состояние здоровья, уровень доходов, состав семьи и проч.) не способны самостоятельно обеспечить достойную жизнь и нуждаются в дополнительной поддержке. Растущее число малоимущих граждан и семей, оказывающихся в трудной жизненной ситуации, побуждает власть предпринимать все новые меры, направленные на решение проблемы бедности и социального неравенства [3, с. 9; 4, с. 79]. Современный комплекс критериев определения нуждаемости, установленный федеральным и региональным законодательством, несовершенен. Во-первых, он не позволяет учитывать реальное материальное положение получателей поддержки, равно как и качество и условия жизни; во-вторых, охватить категории граждан, не получающих помощь в силу некоторых причин, но испытывающих в ней острую нехватку, в-третьих, обеспечивать устойчивое, долгосрочное повышение уровня благосостояния населения [6, с. 830; 10, с. 55]. Принцип адресности помощи, ее направленность на удовлетворение потребности человека — найти выход из сложной жизненной ситуации, — реализуется посредством законодательного внедрения и практического применения новых социальных технологий, в частности, социального контракта. Согласно действующим нормативно-правовым документам, социальный контракт представляет собой соглашение, «которое заключается гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин — реализовать меры, предусмотренные программой социальной адаптации» [5, с. 123]. Важной особенностью такого механизма социальной поддержки является включенность его адресата «в экономическую сферу деятельности, связанной прежде всего с активными индивидуальными действиями последнего по преодолению критической ситуации» [7, с. 86].
3 Международная практика использования социального контракта для оказания помощи уязвимым группам населения имеет довольно большую историю и описывается во многих зарубежных исследованиях [16, 18]. Программы, предусматривающие предоставление социальных выплат на безвозмездной основе, получение которых предопределяется соблюдением ранее заключенных условий, являются неотъемлемой частью социальной политики стран Европы, Америки, Австралии [8; 13, с. 82; 14, с. 182]. Во второй половине ХХ века в большинстве европейских государств происходит переход к концепции относительной бедности, согласно которой последняя идентифицируется не только как экономическое, но и в значительной мере социальное явление [5, с. 124; 17]. Изменение понимания концепта бедности приводят к новому этапу развития системы социальной поддержки, которая теперь предусматривает не только увеличение дохода и повышение жизненного уровня, но и обретение социальной независимости [11, с. 27]. Адресная социальная помощь с применением механизма социального контракта благоприятствовала росту качества жизни людей именно за счет ориентации на человеческий потенциал, его активацию в сфере занятости, что стало «значимым фактором снижения рисков бедности» [9]. Опыт зарубежных стран показал, что программы по вовлечению в трудовую деятельность неработающих трудоспособных членов семей способствовали снижению количества безработных и лиц, нуждающихся в получении социальных пособий [12].
4 Система активной адаптации малоимущих граждан для выхода на самостоятельное обеспечение получила распространение и в России с середины 2000-х годов и до принятия соответствующих поправок в федеральное законодательство практиковалась в более 30 регионах [1; 2, с. 196; 15]. На сегодняшний момент в субъектах РФ продолжается трансформация и совершенствование практики использования прогрессивных мер социальной поддержки, и социального контракта, как одной из них. В декабре 2012 года Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон1 об оказании малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта. Данным законом установлены правовые основания для оказания нуждающимся гражданам государственной социальной помощи на основе социального контракта. Контракт заключается гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или пребывания на основании программы социальной адаптации, которая включает комплекс мер по выводу семьи из трудной жизненной ситуации. Комплекс мер может включать поиск работы, прохождение профессиональной подготовки или переподготовки, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства и другие мероприятия. Срок действия социального контракта зависит от выбранных мер и, как правило, охватывает временной период от трех месяцев до одного года.
1. Федеральный закон от 25 декабря 2012 года №258-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 30 мая 2012 года №859-р. Электронный источник: >>>> (дата обращения: 30.06.2020)
5 В той парадигме, в которой государственный институт понимает социальный контракт, немалую роль помимо индивидуального (дифференцированного) характера помощи играют обязательства. На сторону государства возлагаются обязанности по контролю за надлежащим исполнением заключаемого договора и его сопровождению, от гражданина требуется выполнение таких важных условий как соблюдение программы адаптации и целевое расходование выделяемых денежных средств. Таким образом, социальный контракт позволяет его получателям отказаться от позиции потребителя и более не выступать в роли пассивного получателя государственной поддержки, а взять на себя роль активного участника экономической деятельности, разработать личный план по выходу из кризисной ситуации.
6

Методология исследования

7 Одним из последствий экономического кризиса 2014–2017 годов стало существенное снижение реальных доходов российского населения. В конце 2017 года показатель бедности составил 13,2% (по данным Росстата)2, и, хотя в первой половине следующего года наблюдался некоторый рост благосостояния, он не превысил уровень докризисного периода. Президентом РФ в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3 были поставлены задачи сокращения бедности и социального неравенства. Регулярные социальные обследования населения призваны оценить эффективность мер социальной поддержки, направленных на сокращение и борьбу с бедностью. В 2019 году Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ провел опрос домохозяйств в Ульяновской области с целью оценки рисков бедности для различных социально-демографических групп населения, в том числе различных групп получателей мер социальной поддержки.
2. Электронный ресурс: >>>> (дата обращения: 05.07.2020)

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018. Электронный ресурс: >>>> (дата обращения: 05.07.2020)
8 Дизайн исследования предполагал проведение двух волн опроса. На первой волне был проведен личный поквартирный опрос на планшетах по структурированной анкете. Для отбора респондентов использовалась комбинированная выборка: были заданы квоты по различным группам льготополучателей, заранее отобраны адреса для проведения интервью. На данном этапе решались такие задачи, как выявление факторов, приводящих к высоким рискам бедности; анализ влияния мер социальной поддержки на материальное положение населения региона; формирование предложений по совершенствованию региональной системы социальной поддержки населения в целях снижения бедности в Ульяновской области. Всего состоялось 1639 полностью завершенных интервью. Поскольку были охвачены не все льготные категории, была организована вторая волна опроса, которая была нацелена на более детальное изучение неохваченных или частично охваченных групп-получателей мер социальной поддержки. Объектами опроса стали представители узких целевых групп, а именно: 1) семьи с детьми, получающих за последние 12 месяцев пособие на ребенка с доходом ниже прожиточного минимума, 2) семьи с сельскими специалистами, получающих ежемесячные выплаты, 3) семьи с молодыми специалистами, 4) семьи, получающих в 2019м году социальную помощь на основании социального контракта. Ответы представителей четвертой целевой группы — предмет анализа данной статьи. Всего было проведено 509 полностью завершенных интервью, из них 50 интервью с получателями социального контракта.
9 Получатели социального контракта — наиболее трудно достижимая целевая группа. Если представителей первых трех категорий удавалось найти по выбранным адресам, то встретить «соцконтрактника» не удалось ни разу.
10 Поэтому на данном этапе обследования мы обратились за помощью в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и, с учетом сложных параметров поиска респондентов, запросили контактные сведения последних. В назначенные нами сроки министерство смогло предоставить 76 контактов получателей социальной помощи на основании социального контракта из 27 муниципальных образований, включая региональный центр, с обозначением каждого МО, мобильного телефона и полного имени человека для проведения опроса по телефону. Будущие участники исследования прошли предварительную процедуру информированного согласия и после этого приняли решение или наоборот отказались позволить представителю органа соцзащиты передать нашей группе исследователей личные контакты.
11 Для повышения уровня достижимости в данной целевой группе мы дополнительно прибегли к поиску подходящих респондентов методом «снежного кома». Посредством формирования новых знакомств и получения новых рекомендаций в личных интервью, интервьюерам также удалось опросить 14 респондентов, 9 из которых, как выяснилось при последующем прослушивании аудио, не соответствовали критериям отбора и не могли быть отнесены к лицам, оформившим социальный контракт.
12 Необходимо несколько слов сказать о релевантности выбранного метода сбора данных и самом опросном инструменте. Это отступление значимо, поскольку демонстрирует многогранность методической и аналитической работы при проведении исследований по данной тематике и изучении специфических целевых групп. Кроме того, полученные методические наработки могут быть использованы в дальнейшем. Исследовательский план предполагал опрос по структурированной анкете. Каждой из мер социальной поддержки был посвящен отдельный раздел. Пилотажный этап и первая волна опроса показали, что ведение структурированного разговора о бедности, в том числе о мерах дополнительной поддержки, оказалось сложнее на практике, чем виделось при составлении анкеты. Прежде чем прийти к пониманию опросного здания на полевом этапе исследовательского проекта, интервьюеры совершили немало ошибок. И хотя предварительный тренинг включал блок подробного ознакомления с описанием каждой льготной категории выборки, близкое к правильному восприятие этой информации сформировалось только в процессе интервью.
13 Коммуникация в некотором смысле стала лакмусовой бумажкой, которая высветила недостатки прежнего знания и образа мышления. Общение с новыми, ранее незнакомыми людьми, сопровождавшееся провалом вначале, позволило создать своеобразный корпус ошибок и на основании его анализа смоделировать верные стратегии отбора и получения необходимой информации о характере льгот и их значимости. Приведем несколько фрагментов разговоров из интервью, которые были отбракованы и исключены из дальнейшего анализа. Именно они иллюстрируют сложность понимания вопросов об опыте получения социального контракта.
14 Женщина, 66 лет, г. Ульяновск.
15 И.: Вы, получается, как семьи, получающие в 2019 году помощь по соц.контракту, правильно?
16 Р.: Я не понимаю этот вопрос. Нет. Какой социальный контракт? У меня только ветеранские…
17 И.: Ну вот они как раз и считаются.
18 Р.: Да? А то у меня только ветеранские…
19 Мужчина, 43 года, Цильнинский р-н, Ульяновская обл.
20 И.: В какой форме вы получали такую помощь? В форме ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта, единовременной денежной выплаты, в форме продуктовой/продовольственной карты для приобретения продуктов питания или в какой-то другой форме? (повторяет вопрос)
21 Р.: Ежемесячное…
22 И.: Ежемесячное социальное пособие, в каком размере... То есть у отца (пенсия) 17 тысяч. У отца 17, суммируя с вами 28 получается.
23

<...>

24 И.: Помог ли вам социальный контракт, стали ли вы жить лучше? Если родители пенсию получают, стали вы жить лучше?
25 Р: Ну более-менее.
26 И.: Более-менее, скорее да значит.
27 Приведенные небольшие фрагменты — лишь часть массива собранных стандартизированных интервью, признанных нецелевыми ввиду большого количества содержательных сбоев. Однако последние помогли еще больше убедиться в сложности изучаемой темы, в малой информированности населения о социальной политике области, и, как следствие, в невозможности правильно дифференцировать большое количество мер, например, отличать пенсионные, ветеранские и другие выплаты от выплат по социальному контракту.
28 Коммуникация о социальных пособиях, о социальном контракте, в частности, сопровождалась определенными трудностями и требовала предварительной подготовки — пилотные интервью демонстрировали, насколько непривычно как респонденту, так и интервьюеру вести разговор о столь большом количестве государственных мер, выбирая из них релевантные варианты, не ограничиваясь лишь вопросно-ответной формой. Зачастую респондент нуждался в экспертной помощи, объяснении профессиональных формулировок и наименований, в связи с чем задавал дополнительные вопросы, делился размышлениями. Было очевидно, что тема государственной поддержки и связанных с ней сюжетов о востребованности, опыте получения и результатах использования, редко становилась предметом обсуждения с людьми ближнего и дальнего окружения. Однако в результате развернутого инструктажа на этапе контроля аудиозаписей второй волны, аудиторы единогласно сошлись во мнении, что «эффект интервьюера» может работать и в обратную сторону — вдумчивая работа интервьюеров с анкетой, неспешное проговаривание вопросов и уточнения по тем из них, которые касаются льгот и сопровождаются карточками не могла не остаться без внимания. Некоторые интервью завершались содержательными комментариями / пожеланиями респондентов, в чем опять же очевидна заслуга интервьюеров. Таким образом, итоговый анализ строился не только на основании частотных распределений ответов на вопросы структурированной анкеты, но и на интерпретации нарративов и диалогов. С методической точки зрения мы пришли к выводу, что изучение опыта получения мер социальной поддержки наиболее эффективно полуструктурированными и /или комбинированными методами.
29

Результаты исследования: значимость социального контракта для жителей Ульяновской области

30 Государственная социальная помощь, предоставляемая на основании социального контракта в Ульяновской области, устанавливается в соответствии с Законом «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи»4, и постановлением Правительства «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области»5, и оказывается в форме: 1) ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта; 2) единовременной денежной выплаты; 3) ежемесячного денежного пособия на приобретение продуктов питания с использованием электронных социальных продовольственных карт (больше известного как продовольственная карта); 4) натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания; 5) натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды помощи).
4. Закон УО от 31.08.2013 г. № 160-ЗО. Электронный ресурс: >>>> (дата обращения: 05.07.2020)

5. Постановление Правительства УО от 16.10.2013 г. № 475-П (с изменениями на 29 сентября 2017 года). Электронный ресурс: >>>> (дата обращения: 05.07.2020)
31 Согласно действующему региональному законодательству, право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малообеспеченные семьи и малообеспеченные одиноко проживающие граждане (как правило, к данным группам относятся многодетные, неполные семьи, семьи с членами семьи — инвалидами, а также одинокие пенсионеры и люди, которые не могут найти достойную, хорошо оплачиваемую работу). Государственная помощь в Ульяновской области назначается на период от трех месяцев до одного года, на сумму, как правило, не превышающую 50 тысяч рублей, и предусматривает индивидуальную программу социальной адаптации. О составляющих подобных программ мы уже упоминали выше.
32 Объем выборочной совокупности составил 50 респондентов — тех, кому за последние двенадцать месяцев оказывалась социальная помощь на основании социального контракта, из них: получателей единовременной денежной выплаты — 45, получателей ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта — 2, получателей продуктовой продовольственной карты для приобретения продуктов питания — 2, получателей помощи в другой форме — 1 (компенсация за покупку стройматериалов для благоустройства жилища).
33 Мы едва ли можем строить какие-либо значимые выводы или зависимости на столь небольшой по размеру выборке, однако через развернутые ответы респондентов и конструируемые в них нарративы, можем приблизиться к пониманию восприятия населением адресной социальной помощи, ее актуальности, пользы для отдельного человека или всей семьи, и ее смысла в целом, который подразумевает полноправное социальное партнерство между государством и получателем.
34 Блок стандартизированной анкеты о социальном контракте включал шесть вопросов:
35 1) Оказывалась ли вам в течение последних 12 месяцев социальная помощь на основании социального контракта?
36 2) В какой форме вам оказывалась помощь (укажите размер помощи)?
37 3) Какие действия вы должны были осуществлять в рамках социального контракта:
38 - активный поиск работы, регистрация в службе занятости в качестве безработного,
39 - прохождение обучающих курсов (каких именно),
40 - вести личное подсобное хозяйство (уточните, что вы должны были купить / вырастить),
41 - открытие собственного дела (например, предпринимательства, шить одежду, работать парикмахером и т. д.),
42 - другие действия (например, провести ремонт)?
43 4) На какой срок заключался с вами социальный контракт (укажите количество месяцев)?
44 5) Помог ли вам социальный контракт, стали ли вы жить лучше?
45 6) Почему вам не помог социальный контракт?
46 Наиболее распространенной формой социальной помощи среди респондентов оказалась единовременная денежная выплата (данный вариант выбрали 45 (90%) респондентов, табл.1).
47 Таблица 1.
48 Формы социальной помощи на основании социального контракта
В какой форме вам оказывалась помощь: Частота %
Единовременная денежная выплата 45 90
Ежемесячное социальное пособие на период действия социального контракта 2 4
Продуктовая карта для приобретения продуктов питания 2 4
Другая форма 1 2
Всего 50 100
49 Примечательно, что многие получатели помощи, оказываемой по социальному контракту, едва ли идентифицируют этот вид социальной поддержки непосредственно как социальный контракт, или в той или иной мере мало осведомлены об условиях ее предоставления — размере, сроках, отчетной деятельности и проч. Интервьюерам приходилось порой задавать вспомогательные вопросы, проясняющие детали такого соглашения, определяющего последующие взаимные обязательства.
50 Мужчина, 40 лет, Сенгилеевский р-н, Ульяновская обл.
51 И.: А оказывали ли вам за последние 12 месяцев социальную помощь на основании социального контракта?
52 Р: Социальный контракт мы получали, да.
53 И.: Получали, ага. Скажите, пожалуйста, в какой форме вы получали такую помощь – в форме ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта, единовременной денежной выплаты, в форме продуктовой продовольственной карты для приобретения продуктов питания или какой-то другой..?
54 Р.: Единовремен.., единовременной денежной выплаты.
55 И.: А в какой сумме? Какой размер?
56 Р.: Восемьдесят..три с чем-то..почти..восемьдесят четыре почти..
57 И.: Примерно восемьдесят три тыщи, правильно поняла?
58 Р.: Да, там восемьдесят три с чем-то..500 или 600, я уж счас не помнюя бы мог посмотреть в документе, сколько, но это долго
59 Трудности, которые испытывает человек в разговоре о социальном контракте несколько противоречат тому образу действий, который данный вид социальной помощи изначально предполагает, а именно — высокую ответственность за соблюдение условий соглашения и, соответственно, осведомленность о значимых для получателя соцобязательствах и последствиях, включенность как в процедуру оформления, так и в предписанную трудовую активность. Вместе с тем мы можем различать два подхода в отношении к социальному контракту — активный и пассивный. Первый заключается в проявлении инициативы и большой заинтересованности, личного желания воспользоваться возможностью повысить благосостояние своей семьи доступными способами. Люди, придерживающиеся активной позиции в использовании целевых средств, как правило, имеют за плечами опыт предпринимательской деятельности, ведения личного хозяйства или хорошо знакомы с таковым благодаря родным, друзьям или соседям. Напротив, пассивный подход демонстрирует некоторую несамостоятельность в обращении за описываемым типом соц. поддержки, оттого частичное понимание собственных функций.
60 Женщина, 46 лет, Чердаклинский р-н, Ульяновская обл.
61 И.: Оказывалась ли Вам за последний год социальная помощь на основании социального контракта?
62 Р.:Да, оказали нам 1 июня. Деньги, правда, были перечислены 27 июня. Я подавала документы на то, что мне надо строить теплое помещение для птицы, которую я содержу, которую развожу. Потому что я этим пытаюсь заниматься круглогодично.
63 И.: Она была как, единовременная? Одна была? Не ежемесячная?
64 Р.: Нет, нет, единоразовая, и, начиная с 29 июня, я подала первые документы, отчиталась, что я приобрела. И в конце июля я еще собираюсь. Документы уже собраны, потому что материал покупается, на вторую сумму. И третья сумма будет в августе. Полностью за всю сумму я должна отчитаться.
65 И.: Какие действия Вы должны были осуществить в рамках социального контракта? Вы должны были вырастить? У Вас личное подсобное хозяйство?
66 Р.: Я должна была купить стройматериалы, так как я начала закупать корма, яйцо и все остальное раньше. Но пока оформила контракт, время у меня прошло, на данный момент 280 голов птицы. Я заключала контракт, мне дали эту помощь на строительство теплых помещений. Я приобретаю пеноблоки, доску, укрывной материал, все, что касается строительства теплых помещений.
67 Респонденты и их семьи — получатели адресной социальной помощи — как правило, оказываются далеки и от сложного бюрократического языка, дифференциирующего социальный контракт в зависимости от характера помощи (материальная / нематериальная), порядка предоставления выплат (единовременные / ежемесячные), назначения (ведение личного подсобного хозяйства / осуществление предринимательской деятельности / повышение квалификации / трудоустройство / приобретение продуктов питания). Опыт заключения социального контракта для человека, не скованного номенклатурной терминологией и категориальными принципами, всегда индивидуален и транслируется через простые ответы на сложно сформулированные вопросы.
68 Женщина, 41 год, Базарносызганский р-н, Ульяновская обл.
69 И.: А скажите, пожалуйста, оказывалась ли вам в течение последних 12 месяцев социальная помощь на основании социального контракта?
70 Р.: Да.
71 И: А скажите, в какой форме вы получали такую помощь? В форме ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта, единовременной денежной выплаты, в форме продуктовой или продовольственной карты для приобретения продуктов питания или в какой-то другой форме?
72 Р.: (пауза) Ну мне единовременно выплатили, я закупила пять телят…
73 И.: Единовременная денежная выплата, размер укажите?
74 Р: Семьдесят пять…
75 И.: Семьдесят пять тысяч?
76 Р: Да.
77 И.: Еще были какие-то, какая-то помощь?
78 Р.: Ну нет…
79 И: Продуктовые карты? Ежемесячные социальные пособия?
80 Р.: Не-нет, я когда оформляла, мне сказали, что если вот это вот дали, вот семьдесят пять тыщ, то продуктовая там уже не оформляется.
81 Мужчина, 41 год, Вешкаймский район, Ульяновская обл.
82 И.: Оказывалась ли вам за последние 12 месяцев социальная помощь на основании социального контракта?
83 Р.: (пауза) Это что такое?
84 И.: Это социальный контракт, он заключается либо для предоставления какой-то суммы, либо
85 Р.: Ну социальную помощь получаем, как многодетная семья
86 И.: Нет, это именно социальный контракт, он бывает в виде продуктов, виде какой-то материальной помощи
87 Р.: А нет, не было тогда
88 И.: То есть ничего такого? Никакого социального контракта?
89 Р.: Нет, ничего такого.
90 И.: То есть на покупку чего-нибудь вам..?
91 Р.: А, ну вот, на покупку коровы и кормов нам давали
92 И.: Вот!
93 Вероятно, по причине того, что среди наших респондентов оказались преимущественно жители сельской местности, наиболее частотным ответом о действиях, необходимых для выполнения по социальному контракту, оказалось ведение личного подсобного хозяйства (78%). Реже получатели помощи выбирали открытие собственного дела (10%) или другие действия, связанные либо с ремонтом жилого помещения, либо с ремонтом / строительством помещений для содержания домашних сельскохозяйственных животных (12%) (табл.2). К сожалению, ни один из участников опроса не указал активный поиск работы или получение дополнительного образования, что косвенно можно связывать с малой информированностью о данных возможностях, осуществляемых благодаря программам социального контракта, а также с малой заинтересованностью населения в этих видах социальных услуг.
94 Таблица 2.
95 Необходимые действия в рамках социального контракта
Какие действия вы должны были осуществлять в рамках социального контракта: Частота %
Активный поиск работы, регистрация в службе занятости в качестве безработного - -
Прохождение обучающих курсов - -
Вести личное подсобное хозяйство 39 78
Открытие собственного дела (предпринимательство, например, шить одежду, работать парикмахером и т.д.) 5 10
Другие действия (например, провести ремонт и т.д.) 6 12
Всего 50 100
96 «Дискурс социального контракта» отличается незаурядными формулировками ответов, повторяющими действительность, одновременно подробно описывающими те мероприятия, которые запланированы для реализации в рамках социального контракта, и направлены на обустройство подсобного хозяйства. Так, нам удалось выделить пять наиболее типичных для респондентов групп мероприятий: 1) животноводство, 2) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, 3) пчеловодство, 4) выращивание сельскохозяйственной культуры, 5) возведение хозяйственных построек (зачастую, для содержания животных).
97 Среди способов использования социального контракта, ориентированных на осуществление индивидуальной трудовой деятельности по производству различных товаров и услуг, выделяются такие разновидности как: 1) парикмахерские услуги, 2) изготовление кондитерской продукции, 3) производство текстильных изделий.
98 Социальный контракт для его получателя значим своей натуральной, осязаемой формой. Он ценится, прежде всего, как способ обновления и развития домашнего хозяйства, улучшения жилищных условий, как инструмент обретения собственного дела, регулярной занятости, которая в той или иной степени способствует увеличению благосостояния, доходов его семьи и повышению качества жизни. При этом получатель, как ранее отмечалось, едва ли уделяет внимание формальной стороне договора — скорее он забывает о деталях или вовсе не получает точных знаний о регламенте выполнения своих обязанностей.
99 Мужчина, 40 лет, Сенгилеевский р-н, Ульяновская обл.
100 И.: Какие действия вы должны были осуществить в рамках социального контракта активный поиск работы, регистрация в службе занятости в качестве безработного, прохождение обучающих курсов, ведение личного подсобного хозяйства, открытие собственного дела или другие действия? Что вы должны были сделать?
101 Р.: Я должен был купить пчел, я их купил. И оборудование: рамки, там, кормушки, вощину.
102 И.: На какой срок заключался с вами социальный контракт?
103 Р.: Это как..?
104 И: На сколько месяцев на три, на шесть, на двенадцать? Сколько месяцев?
105 Р.:Ну, раз единовременная выплата, один раз нам дали
106 И.: Да, но там ведь все равно уточняется, на какой срок. Когда вы должны отчет предоставить, что вы действительно все это купили и сделали?
107 Р.:Не знаю даже... Ну в течение года, наверное
108 И.:Угу, на двенадцать месяцев.
109 Как и в ситуации с получением других видов материальной поддержки, доступность социального контракта для населения зачастую оказывается номинальной, и отягощается чуждыми формальностями, определяющими дальнейшее подтверждение или отказ. Кроме того, правила, регламентирующие предоставление выплат или компенсаций на основании социального контракта, ежегодно подвергаются изменениям и могут ограничивать потенциальных получателей в возможности получения такой помощи.
110 Женщина, 37 лет, Радищевский р-н, Ульяновская обл.
111 И.: Так, вот теперь, какие действия вы должны были осуществить в рамках социального контракта? Вы должны были что-то построить, правильно я вас понимаю?
112 Р.: Нет, мы сдавали чеки, тогда еще был такой закон, что я сдаю чеки, что я купила в дом, и мы тогда сдавали на 80 тыщ, на 60 мы ставили окна, стяжку дома делали, и мне вернули из этой, помощи как бы 20 вот, из этих 80, то, что мы вложили в дом. А с этого года, когда я хотела уже оформить такую же помощь, там же каждый год социальный контракт идет, мне уже отказали. Сказали, что вышел закон, теперь я должна вызвать комиссию, чтобы та подтвердила, что я нуждаюсь в ремонте, действительно посмотрела, подписала акт.
113
114 И.: Вы ремонт делали как это, в муниципальном..?
115 Р.: Да, да, по соц. найму. Я вышла в совхоз, он мне дал от себя квартиру, она была полностью вся разбита, там не было ни окон, ни дверей, ничего вообще. А так как мне жить негде, приходится работать, потому что в течение 5 лет никуда.
116 Как оценивают эффективность социального контракта его получатели? 40 респондентов отметили, что социальный контракт помог им улучшить материальное положение и условия жизни в то время, как четверо человек не смогли подтвердить его благотворное воздействие, аргументируя свой ответ тем, что эффект от данного вида социальной поддержки не сюминутен и становится очевиден лишь по прошествии некоторого времени.
117 Мужчина, 34 года, Павловский р-н, Ульяновская обл.
118 И.: Помог ли Вам социальный контракт, стали ли Вы жить лучше? Скорее да, или, скорее нет?
119 Р.: Ну, как я могу сказать, стали мы жить лучше…. Я только завел телят.
120 И.: А сколько Вы купили?
121 Р.: Пять телят купил я.
122 И.: Пока Вы не знаете, лучше или нет?
123 Р.: Ну, как Вы определите в течение 2-х месяцев лучше Вы будете жить или нет? Они еще маленькие, их надо вырастить. Потом, когда прибыль пойдет, мы узнаем. Надеюсь, будет лучше.
124 Тем не менее, весомость адресной помощи, оказываемой на основании социального контракта, едва ли можно переоценить. Последний представляет собой не только материальную поддержку, превосходящую многие существующие социальные пособия и льготы, но и возможность по-новому взглянуть на привычный образ жизни, предпринять изменения, которые ранее казались сложно осуществимы. Таким образом, мы можем говорить не только о благоприятных экономических перспективах применения социального контракта, но и улучшении социального самочувствия, стимулировании будущей активности не столько для преодоления трудной жизненной ситуации, сколько для повышения устоявшихся стандартов жизни.
125 Женщина, 45 лет, Ленинский р-н, г. Ульяновск
126 И.: Скажите, помог ли вам социальный контракт, стали ли вы жить лучше?
127 Р.: Он нам помог, он нам помог очень. Во-первых, мы увидели, что можно работать так, не в абы каком сарае, а в специально отведенном чистом месте. Мы бы и сами построили, но построили бы маленький, чего уж, из досок. А здесь построили из газоблоков, покрыли хорошей крышей. Нам помог, мы в себя поверили, количество пчел увеличили. У нас же до этого пожар был, три дома сгорело, с нашим омшаником тоже, и вот мы возвели все по новой. Соц контракт он как бы барьер убрал, если мы раньше вот так хотели, а теперь обратились, и нам помогли.
128 Женщина, 35 лет, Заволжский р-н, г. Ульяновск
129 И.: Помог ли Вам социальный контракт, стали ли Вы жить лучше?
130 Р.: Я думаю, что еще будет выход. Но это вообще очень большая помощь для нашей семьи. Огромнейшая просто. Это нам такой рывок дало. Это мы закончим, мы же потом еще что-то сможем сделать. Это хорошее подспорье в нашей жизни. Мы думаем, что на следующий год сможем что-то. Сарай остается, это оборудование, нам еще раз закупать его не надо. Нам дали очень хорошую поддержку.
131 Социальный контракт сегодня становится неотъемлемой частью российской системы социальной поддержки и действенным инструментом преодоления бедности. Однако недостаточная осведомленность, неправильное осмысление его цели — в первую очередь реализовать трудовой потенциал и помочь человеку своими силами улучшить качество жизни — могут сказаться на падении его эффективности, определяющейся через точное, своевременное соблюдение обязательств, осознанное расходование целевых средств и готовность к получению первых результатов и последующему развитию в долгосрочной перспективе.
132 ***
133 Социальный контракт — мера, принципиально отличающаяся от большинства других. Основное отличие заключается в попытке сформировать ответственность за полученные средства и помощь. Как показал опрос лиц, заключивших социальный контракт в 2019 году, большинство респондентов не только признают важность и значимость полученной помощи для семьи, но и осознают ответственность, положительно оценивают открывшиеся перспективы и возможности для улучшения качества жизни. Тем не менее, необходимо отметить, что уровень информированности населения о такой мере поддержки как социальный контракт не высок. Лишь небольшая доля нуждающихся оформляет социальный контракт. Причины этого кроются не только в незнании, серьезным препятствием становятся бюрократические формальности, непрозрачность заключаемого соглашения, степени и формата ответственности.

Библиография

1. Антипова Е.И., Дубовская Д.А. Технология социального контракта как инновация в социальной работе // Вестник БГУ. 2016. № 4 (30). C. 251–256. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnogo-kontrakta-kak-innovatsiya-v-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 01.07.2020).

2. Дубенко О.С. Особенности и основные отличия социального контракта в регионах России // Труды Института государства и права РАН. 2016. №3 (55). С. 196–204. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-osnovnye-otlichiya-sotsialnogo-kontrakta-v-regionah-rossii (дата обращения: 01.07.2020).

3. Калашников С.В., Татаринцев В.Е., Марголин А.М., Храпылина Л.П. Риски реализации социальных контрактов в регионах россии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 7–30. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-realizatsii-sotsialnyh-kontraktov-v-regionah-rossii (дата обращения: 18.06.2020).

4. Карпенко О.И., Павловская О.Ю. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 78–91. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adresnaya-sotsialnaya-pomosch-istoriya-sovremennost-perspektivy (дата обращения: 29.06.2020).

5. Келлер П.А. Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Т. 7, № 2A. С. 122–129.

6. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 2. С. 827–840.

7. Кудинова К.В. Социальный контракт: зарубежный опыт и российская практика // Перспективы и темпы научного развития. 2013. № 1. С. 85–90.

8. Лебедева Л.Ф., Петровская Н.Е. Трансформация государственной политики в социально-трудовой сфере США: учебное пособие. М.: Кнорус, 2017.

9. Малева Т.М., Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность. М.: Дело, 2019.

10. Малева Т.М., Гришина Е.Е. Каким должно быть детское пособие? // Экономическая политика. 2019. № 3. С. 54–69. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakim-dolzhno-byt-detskoe-posobie (дата обращения: 01.07.2020).

11. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения // Вестн. Красноярского госуд. педагогического ун-та им. В.П. Астафьева. 2011. Т. 2, № 3. С. 26–29.

12. Мисихина С.Г. Социальная поддержка уязвимых групп населения. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.

13. Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Миронова А.А., Тарновская Е.Е. Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 1. С. 81–96.

14. Пузырева А.А. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам, основанная на механизме встречных обязательств (социальный контракт): оценка эффективности и перспективы развития // Вестник ОмГУ. Серия Право. 2018. № 1 (54). С. 139–145. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomosch-maloobespechennym-grazhdanam-osnovannaya-na-mehanizme-vstrechnyh-obyazatelstv-sotsialnyy (дата обращения: 01.07.2020).

15. Татаринцев В.Е. Возможности и ограничения повышения устойчивости социального контракта в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6, № 12А. С. 56–67. [Электронный ресурс]. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-12/5-tatarintsev.pdf (дата обращения: 01.07.2020).

16. Фицбайн А., Шади Н, Феррейра Ф. и др. Обусловленные денежные трансферты. Сокращение бедности в настоящем и будущем / пер. С. Евтушенко. М.: Весь Мир, 2011.

17. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения. М.: Дашков и К, 2012.

18. Grosh M., Del Ninno C., Tesliuc E., Ouerghi A. For Protection and Promotion: The Design and Implementation of Effective Safety Nets. Washington, DC: World Bank, 2008.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести