Образование как фактор жизненного успеха в представлении россиян
Образование как фактор жизненного успеха в представлении россиян
Аннотация
Код статьи
S023620070024833-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прохода В. А. 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119234 Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4
Страницы
112-129
Аннотация

В статье, базирующейся на материалах опросов, проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований», предпринята попытка выявить место образования в иерархии факторов жизненного успеха в оценках россиян. Автор констатирует, что в общественном сознании получение хорошего образования выступает одним из основных способов преуспеть в жизни, лишь немногим уступающим по важности упорному труду. При этом отмечается стереотипное восприятие образования как фактора успешности особенно его высоких уровней. Проведенный сравнительный анализ, показал, что представления россиян о роли образования существенно не выделяются на общем фоне. Рассмотренная структура часто упоминаемых факторов характерна для большинства других государств. На основе многомерного анализа выявлены три модели (обобщенные группы) факторов жизненного успеха. Детально рассмотрена модель «образование — труд», базирующаяся на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. Отмечается, что в России сравнительно сильно выражена модель «связи — взятки», включающая способы достижения жизненного успеха, основанные на неформальных практиках взаимодействия. Показано, что оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц программы не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса, как уровень образования и уровень доходов респондентов. Автором делается вывод о том, что образование в России не дает преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других стран-участниц программы.

Ключевые слова
образование, высшее образование, жизненный успех, жизненные шансы, социальный капитал, экономический капитал, труд, статусная позиция
Классификатор
Получено
28.03.2023
Дата публикации
30.03.2023
Всего подписок
17
Всего просмотров
725
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Жизненный успех — сложное многоаспектное явление, что предопределяет существование многочисленных подходов (философского, социологического, психологического и др.) к его рассмотрению. Общепризнано, что жизненный успех множественно детерминирован как социальной средой, так и способностями, задатками индивида [Келасьев, Первова, 2018], имеет субъективную и объективную составляющие [Галюк, 2014]. Успех возникает в контексте социального взаимодействия, его достижение невозможно без включения в социальную структуру и социального признания. Часто жизненный успех рассматривается через реализацию субъектом жизненных шансов, понимаемых как комплекс возможностей (экономических, культурных, социальных и т.д.), а также индивидуальных задатков личности [Дейнеко, 2012: 107].
2 В ряду факторов жизненного успеха особое внимание уделяется рассмотрению образования [Рожкова и др., 2021]. Постулируется, что оно способствует приращению интеллекта в качестве основания конструирования жизненного успеха [Дейнеко,2012: 110]. Отмечается тесная связь между уровнем образования и успехом на рынке труда [Смелзер, 1994: 458]. Широко обсуждается вопрос о влиянии качества образования на шансы достижения жизненного успеха [Coleman и др., 1966; Jencks и др., 1979]. Тенденция повышения доступности образования, в том числе высокого уровня, по мнению ряда исследователей, приводит к трансформации его роли, утрате им функции распределения социальных шансов [Бек, 2000].
3 Применительно к постсоветскому пространству констатируется, что образование в полной мере не приобрело должной статусораспределительной функции и обществу требуется пройти длинный путь к «полноценному признанию образования и квалификации как наиболее важных социально-статусных характеристик индивида и согласованию их с другими измерениями, прежде всего доходом и престижем» [Оксамитная, Бродская, 2004: 31].
4 Особый интерес вызывает выявление субъективных оценок роли образования. Материалы национальных опросов показывают, что в представлении россиян образование находится в числе далеко не самых важных атрибутов жизненного успеха, а на первый план выходят семья, дети [Успешные…, 2019]. Попутно отметим, что к числу сложностей эмпирического изучения жизненного успеха относится замещение его объективных критериев субъективной оценкой достижимости (счастье и др.) напрямую не связанной с проблемой реализации жизненных шансов. Признание семейного благополучия как основного критерия успеха может декорировать другие жизненные цели, связанные, например, с достатком или карьерой [Реутов, Реутова, Шавырина, 2020].
5 В настоящей публикации влияние образования на степень успешности будет рассматриваться сквозь призму специфики занимаемой индивидом статусной позиции в стратификационной иерархии общества применительно к субъективным оценкам и реально достигнутому образовательному уровню. Такие атрибутивные характеристики успеха как наличие семьи, детей, надежных друзей, получение ярких жизненных впечатлений и др. находится вне фокуса нашего рассмотрения, а их детальный анализ требует проведения дополнительных исследований.
6 Обратимся к материалам авторитетного проекта, позволяющего проводить анализ, в том числе динамический, как на национальном, так и на межстрановом уровне.
7 Материалы и методы. Статья базируется на вторичном анализе результатов опросов, проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований» (International Social Survey Programme, ISSP) в 2019–2021 годах, а также предшествующих волн проекта1.
1. ISSP — международная программа сотрудничества, в рамках которой с 1984 года по единой методологии проводятся ежегодные социологические опросы. Тематические модули, относятся к общественным наукам и повторяются примерно раз в 8–10 лет. Членами ISSP являются 43 страны. Тема исследования 2019 году — «Социальное неравенство». В России опрос проведен АНО Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады). Метод сбора первичной социологической информации — личное интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов в возрасте 18 лет и старше. Размер выборки составил 1597 респондентов. В каждой стране респонденты опрашивались по национальной репрезентативной случайной выборке. Подробнее с методологией и технической документацией исследования можно ознакомиться на сайте >>>> Анализируются данные по двадцати двум странам. Версия набора данных (13.12.2021): ZA7600 (v2.0.0). Для обеспечения сопоставимости результатов в разных странах использованы весовые коэффициенты.
8 Для выявления представлений респондентов о факторах жизненного успеха опрошенным задавалась серия вопросов (см. таблицу) с возможностью выбора ответа по шкале: 1 — «совершенно не важно»; 2 — «не очень важно»; 3 — «довольно важно»; 4 — «очень важно»; 5 — «чрезвычайно важно»2.
2. Для удобства восприятия шкала повернута.
9 Таблица Вопросы анкеты и результаты факторного анализа3
Как вы считаете, насколько важно для того, чтобы преуспеть в жизни, … (Вопрос Q1) Факторные нагрузки
Фактор № 1 «Социально-демографические факторы» Национальность человека (Q 1H). 0,82
Вероисповедание человека (Q 1I). 0,85
Быть мужчиной или женщиной (Q 1J). 0,83
Фактор № 2 «Знакомствавзятки» Происходить из богатой семьи (Q 1A). 0,61
Иметь нужные знакомства (Q 1E). 0,74
Иметь политические связи (Q 1F). 0,81
Давать взятки (Q 1G). 0,69
Фактор № 3 «Образование-труд» 4 Иметь образованных родителей (Q 1B). 0,62
Получить хорошее образование (Q 1С). 0,82
Упорно трудиться (Q 1D). 0,70
3. Анализ методом главных компонент; извлечено три компоненты (фактора); метод вращения — Варимакс; мера выборочной адекватности Кайзера–Мейера–Олкина = 0,81; объясняемая дисперсия — 64,1 % (фактор № 1 — 37,5 %, фактор № 2 — 14,7 %; фактор № 3 — 11,9 %). Структура факторного решения идентична для национальных выборок.

4.
10 В процессе работы использованы: частотный анализ, ранговая корреляция Спирмена, t-критерий, однофакторный дисперсионный анализ. Для выявления обобщенных групп (моделей) факторов жизненного успеха применялся факторный анализ.
11 Результаты и обсуждение. В сознании россиян получение хорошего образования выступает одним из главных способов преуспеть в жизни, занимая в импровизированном рейтинге важности второе место (средний балл — 3,75), и лишь немногим уступает упорному труду (рис. 1). В процентном исчислении две трети россиян (66,7 % = 24,5 % — чрезвычайно важно + 42,2 % очень важно) твердо уверены в необходимости образования для успеха в жизни. Лишь немногим более пятой части респондентов (21,2 %) отмечает, что его наличие довольно важно. В тоже время только 12,1 % (8,3 % — не очень важно + 3,8 % — совершенно не важно) опрошенных заявляют о несущественной роли образования для достижения жизненного успеха.
12 Получение образования по степени важности для россиян значимо не отличается от наличия нужных знакомств (средний балл — 3,7). В общественном сознании ключевая роль образования связана не только с усилиями самого респондента, но и с образованием родителей. По мнению опрошенных для успеха важен как культурный, так и экономический капитал семьи. Существенно реже в числе важных факторов россияне упоминают противоправные практики и влияние социально-демографических характеристик.
13

Рис. 1. Факторы жизненного успеха, средний балл (ранжирование в порядке возрастания в 2019 году)

14 Материалы ISSP позволяют получить не только единовременный срез общественного мнения, но и рассмотреть динамику рассматриваемых показателей. Получение хорошего образования регулярно входит в число трех наиболее важных факторов преуспевания в жизни. В целом можно констатировать некоторую устойчивость рассматриваемых результатов.
15 Минимальное значение важности образования фиксируется в 1992 году (средний балл – 3,37), когда в структуре факторов успеха оно уступало не только труду (3,63), но и наличию нужных знакомств (3,77), значимо не различаясь по важности с происхождением из богатой семьи (3,23). Такая динамика связана, прежде всего, с кардинальными социально-экономическими трансформациями российского общества в 90-х годах, обострением ранее существовавших проблем, что сопровождалось увеличением статусной неконсистентности, в том числе применительно к образовательному статусу и связанным с этим ограничением возможностей образования как канала социальной мобильности.
16 Максимума показатель достигает в 2009 году (средний балл — 3,85), значимо не отличаясь от упорного труда (3,86). Спустя десятилетие важность образования несколько снижается, при этом одновременно увеличивается важность политических связей. Обратим внимание на тенденцию постоянного увеличения последнего показателя с 2,3 балла в 1992 году до 3,02 балла в 2019 году. Очевидно, что доступ к политической власти и ее акторам все чаще рассматривается респондентами как эффективный канал достижения успеха в жизни.
17 Сравнение России с другими государствами (рис. 2) позволяет констатировать, что представления россиян существенно не выделяются на общем фоне как применительно к важности получения хорошего образования респондентом (ранг 10; ранжирование по возрастанию показателя), так и к уровню образования родителей (ранг 13), соседствуя в импровизированном рейтинге с Израилем и Литвой. Максимальных значений важность получения образования достигает на Филиппинах (ранг 22) и в Германии (ранг 21), а минимальных в Чехии (ранг 1), что отчасти позволяет судить о роли образования в этих странах.
18

Рис. 2. Образование как фактор жизненного успеха в странах-участницах проекта ISSP, средний балл (ранжирование в порядке возрастания показателя «получение хорошего образования»)

19 Особый интерес представляет рассмотрение не только абсолютных значений показателей и их соотношения, но и структуры факторов жизненного успеха. Во всех странах, кроме Филиппин, Японии и Таиланда, в числе самых важных условий достижения успеха оказались упорный труд, получение образования и нужные знакомства 5. При этом на национальном уровне встречаются разные комбинации в приоритете факторов. Например, в Германии получение образования (4,24) является главным условием достижения успеха, существенно опережая другие факторы, в том числе упорный труд (3,63) и нужные знакомства (3,68). В Словении наиболее важная роль отводится знакомствам (3,83) и только затем получению образования (3,59) и труду (3,58), а в Чехии достижение успеха респонденты связывают с упорным трудом (3,94), знакомствами (3,47) и с существенным отрывом — с получением образования (2,96). Структура наиболее важных факторов, выявленная в России характерна для большинства стран-участниц проекта (12 из 22 стран).
5. В трех упомянутых странах Азии вместо нужных знакомств в импровизированном рейтинге фигурирует образование родителей.
20 Проведенный факторный анализ позволил выявить три модели (укрупненные группы) факторов жизненного успеха (см. таблицу). Структура факторного решения воспроизводится на национальных выборках, что позволило объединить в анализе данные национальных опросов и обеспечило возможность межстранового сравнения. Первая модель с условным названием «социально-демографические факторы» объединяет прирожденный статус (пол, национальность) и вероисповедание. В России по сравнению с другими участниками ISSP модель выражена сравнительно слабо. Иными словами «социально-демографические факторы» по мнению россиян не оказывают существенного влияния на достижение успеха в жизни. Последнее дает основания характеризовать ситуацию с дискриминацией по перечисленным характеристикам в нашей стране в целом как относительно благополучную. В ближайшем окружении России по рассматриваемому показателю оказались Финляндия, Дания, Тайвань, Новая Зеландия, Великобритания. Максимально же выражена первая модель у жителей Филиппин и Южно-Африканской Республики.
21 Вторая модель, именуемая «связи — взятки», включает в себя социальный и экономический капитал, а также социально неприемлемые противоправные практики, придающие ей негативную смысловую нагрузку. Результаты других исследований показывают, что связи в представлении большинства россиян «играют главную роль в подъеме по социальной лестнице», при этом отмечается, что значение социального капитала в России приобретает отрицательную коннотацию, когда наработанные социальные связи, замещают или компенсируют образование и опыт [Россияне не верят…, 2014]. В научной литературе отмечается, что роль поддержки извне возрастает в условиях макроэкономической нестабильности, системного кризиса [Дейнеко, 2012: 108]. Это в целом подтверждается динамикой результатов исследования, представленных на рисунке 1. Так, в 1992 году наличие нужных знакомств отмечалось россиянами как самое важное условие успешности.
22 Наконец последняя модель достижения успеха, названная «образование — труд», базируется на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. Успех в таком случае зависит от трудолюбия, наличия высокой квалификации и культурного капитала семьи. Модель в наибольшей степени соответствует социально одобряемой формуле успеха. Выявленная факторная структура отчасти воспроизводится в более ранних исследованиях [Бедность, 2014: 137], что свидетельствует об ее устойчивости.
23 В контексте уточнения меритократических характеристик российского общества особый интерес представляет рассмотрение последних двух моделей. Позиционирование России и других стран-участниц проекта в зависимости от выраженности факторов «образование — труд» и «связи — взятки» представлено на рисунке 3. Можно констатировать, что при не выделяющемся на общем фоне среднем значении фактора «образование — труд» (при ранжировании по возрастанию показателя ранг — 10) в России сравнительно сильно выражена модель «связи — взятки» (ранг — 19). Больше значения последнего показателя фиксируются только в странах Южной Европы — Словении, Италии и Хорватии.
24

Рис. 3. Позиционирование 22 стран-участниц проекта ISSP в соответствии со средними значениями факторов «образование — труд», «связи — взятки»

25 В характерных для современного российского общества условиях клановости и коррупции [Corruption…, 2019] по сравнению с большинством других стран-участниц ISSP повышена значимость способов достижения жизненного успеха, основанных на неформальных практиках взаимодействия. Квалификация и профессиональные компетенции, по-видимому, не дают решающих преференций.
26 Респонденты, оценивая важность образования для достижения успеха в жизни, во многом апеллируют к собственному опыту. Представляется целесообразным рассмотреть представления россиян в зависимости от уровня достигнутого формального образования. В абсолютном большинстве стран участниц проекта фиксируется положительная корреляция между уровнем образования и важностью его получения для преуспевания в жизни. Таким образом, чем образованнее респондент, тем более важной ему видится роль образования. Полученные результаты воспроизводятся и применительно к общему количеству лет, затраченных респондентом на обучение в образовательных организациях, что повышает их надежность.
27 Интересно, что в России выявленная зависимость отсутствует. Похожая ситуация наблюдается только в Болгарии, Израиле и Хорватии. Проиллюстрируем в процентном выражении. Принципиально важным условием успеха образование считает 65,7 % россиян (23,8 % — чрезвычайно важно + 41,9 % — очень важно) без высшего образования и 69,4 % респондентов с высшим образованием (соответственно — 26,6 % + 42,8 %). Можно констатировать, что высокообразованные россияне оценивают роль образования так же, как и соотечественники с низким уровнем образования.
28 Успешность может пониматься респондентами по-разному, а критерии жизненного успеха могут быть весьма многочисленны [Темницкий, 2019]. При этом исследователи отмечают, что степень успешности людей выступает одним из индикаторов места человека в стратификационной иерархии, а представления о факторах жизненного успеха можно рассматривать как отражение объективных факторов стратификации в сознании населения [Тихонова, 2018: 13]. Зачастую успех отождествляется с социальным статусом [Галюк, 2014: 107; Седова, 2019: 512].
29 В таком контексте особый интерес представляет рассмотрение зависимости между самооценкой респондентами своего общественного положения и представлением о важности образования как факторе достижения жизненного успеха 6. Отметим, что результаты других исследований свидетельствуют о тесной связи субъективного статуса с реальным местом человека в стратификационной иерархии [Тихонова, 2007; Тихонова, 2018]. В России в отличие от ряда других стран (Великобритания, Германия, Финляндия, Японии и т.д.) статистически значимая корреляционная связь между рассматриваемыми показателями отсутствует. Иными словами респонденты, констатирующие занятие высокого социального положения оценивают роль образования так же, как и опрошенные оценивающие свое положение как низкое.
6. Самооценка общественного положения осуществлялась по шкале из десяти баллов — от 1 «низкое общественное положение» до 10 «высокое общественное положение».
30 Похожая ситуация складывается при выявлении роли образования в зависимости от субъективной оценки принадлежности к тому или иному социальному слою. Россияне, идентифицирующие себя с высшим слоем, оценивают роль образования (средний балл — 3,75), сопоставимо с респондентами, относящими себя к самому низшему слою (3,78). Одинаково оценивают важность образования рабочие (3,69) и представители верхней части среднего слоя (3,69). Это существенно отличается от результатов в ряде других стран-участниц проекта. Например, в Германии минимальный показатель (средний балл — 3,91) фиксируется у представителей самого низшего слоя, а максимальный (5) у относящих себя к высшему слою.
31 В общественном сознании социальный статус во многом характеризуется материальным положением индивида. Социологические опросы показывают, что характеризуя успешного человека, россияне чаще всего упоминают материальное благополучие и достаток [Успешные…, 2019]. Материалы исследования позволяют констатировать, что в России отсутствует статистически значимая корреляционная зависимость между самооценкой суммарного личного дохода из всех источников и оценкой важности получения образования для успеха в жизни. При этом в ряде других стран (Чехия, Швейцария, Великобритания, Германия и т. д.) фиксируется прямая корреляционная связь.
32 Можно констатировать, что оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц ISSP не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса как уровень образования и уровень доходов респондентов. Иными словами респонденты, достигшие успеха, как минимум в фокусе рассмотренных атрибутов, оценивают роль образования также как и «неуспешные». Возможны различные объяснения сложившейся ситуации. С одной стороны, образование в России может не давать преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других государств.
33 Обратимся к анализу объективно существующих связей. Самооценка социального положения почти повсеместно связана с достигнутым уровнем образования. Высокообразованные респонденты чаще отмечают высокое общественное положение и наоборот. Однако сила выявленной связи существенно варьируется. В России выявлена самая слабая (rs=0,11**) по сравнению с другими странами-участницами проекта зависимость 7. Если сравнить, то в Финляндии аналогичный показатель составил — rs=0,39**, в Швейцарии — rs=0,38**, в Словении — rs=0,38**, в Италии — rs=0,37**, в Болгарии — rs=0,35**. Сквозь призму самооценок, становится очевидным, что образование в современной России в меньшей степени, чем в большинстве стран-участниц ISSP, способствует повышению социального статуса индивида. Все это может отражаться в установках части населения относительно важности образования для достижения успеха в жизни.
7. Здесь и далее корреляция значима на уровне p
34 Сделанный вывод подтверждается и при рассмотрении зависимости между уровнем образования и самооценкой принадлежности к социальному слою. В России фиксируется корреляция между рассматриваемыми показателями (rs=0,24**), характеризуемая как слабая по сравнению с другими странами (Чехия — rs=0,56**; Италия — rs=0,46**; Болгария — rs=0,45**; Финляндия — rs=0,42** и др.). Это как минимум свидетельствует об ограниченных возможностях образования как канала социальной мобильности в российском обществе.
35 В целом ситуация повторяется применительно к самооценке уровня дохода — повсеместно чем образованнее респондент, тем больше его доход. Россия не является исключением, однако в нашей стране выявленную связь можно характеризовать как одну из самых слабых (rs=0,26**). Для сравнения в Финляндии — rs=0,51**, в Словении — rs=0,48**, в Таиланде — rs=0,48**, в Германии — rs=0,43**, в Великобритании — rs=0,4** и т.д. Очевидно, что в России уровень образования играет менее важную роль в социальной дифференциации общества по материальному признаку.
36 С другой стороны, имеет место стереотипное восприятие образования как фактора успешности, особенно его высоких уровней. От образования, прежде всего высокого уровня, россияне ожидают гарантии успешной карьеры, материального благополучия, трудоустройства на престижную работу. Однако, как свидетельствуют представленные материалы исследования, повседневность часто не соответствует таким ожиданиям.
37 Прослеживается значимая зависимость оценок важности получения образования с возрастом опрошенных. Для молодежи получение хорошего образования является менее важным фактором жизненного успеха (средний балл — 3,64), чем для представителей старших возрастов (3,81)8. Отметим, что в 2009 году статистически значимые различия в оценке роли образования отсутствовали. Наиболее пессимистичные оценки характерны для возрастной группы от 25 до 35 лет (средний балл — 3,59). Именно эта категория включает в себя респондентов, недавно завершивших получение формального образования высокого уровня, непосредственно столкнувшихся с реалиями современного рынка труда, в частности с проблемой трудоустройства по освоенной специальности.
8. Под молодежью понимаются респонденты в возрасте от 18 до 35 лет.
38 Такие результаты отчасти согласуются с материалами других исследований [Реутов, Реутова, Шавырина, 2020: 66]. По данным многолетних наблюдений ВЦИОМ в возрастной группе от 25 до 34 лет фиксируется самый низкий процент согласных с тем, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей. При этом показатель, оставаясь сравнительно высоким, среди представителей старших возрастов существенно снизился в период с 2008 по 2018 год как в группе респондентов от 25 до 34 лет — с 74 % до 50 % так и среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет — с 79 % до 52 % [Высшее…, 2018].
39 Различия в результатах отчасти объясняются особенностями формулировки вопросов. В формулировке ISSP акцентируется внимание на получении именно хорошего образования без упоминания его отдельных уровней. Россияне четко осознают, что далеко не всякое образование даже высокого уровня является хорошим [О качестве…, 2020; Образование…, 2021], соответственно образование без упоминания о высоком качестве обесценивается в глазах россиян.
40 Молодежь, наиболее болезненно ощущает связанную с образованием статусную неконсистентность. По данным опроса ФОМ, проведенного в 2020 году, среди россиян в возрасте от 18 до 30 лет 43 % согласны с тем, что высшее образование люди получают по инерции, потому что так принято [О качестве…, 2020]. Отчасти таким ответом респонденты констатируют отсутствие преференций, обеспечиваемых высоким уровнем образования. Все это свидетельствует о существенных трансформациях отношения молодежи к высшему образованию.
41 Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
42 Получение хорошего образования осознается россиянами как один из основных способов достижения успеха в жизни. В иерархии важности факторов жизненного успеха образование лишь немногим уступает упорному труду и значимо не отличается от наличия нужных связей. В общественном сознании важная роль образования связана не только с усилиями самого респондента, но и с культурным капиталом семьи.
43 Получение хорошего образования регулярно входит в число трех наиболее важных для россиян факторов преуспевания в жизни. С 1992 года фиксируется некоторое увеличение важности образования как фактора успеха применительно к получению образования респондентом и влиянию образования родителей. В целом можно констатировать определенную устойчивость полученных результатов.
44 Представления россиян существенно не выделяются на общем фоне как применительно к важности получения хорошего образования респондентом, так и к важности уровня образования родителей. Структура наиболее важных факторов, выявленная в России характерна для большинства стран-участниц проекта.
45 В общественном сознании представлены следующие обобщенные группы факторов жизненного успеха: «социально-демографические факторы» — объединяет прирожденный статус (пол, национальность) и вероисповедание; «связи — взятки» — включает в себя социальный и экономический капитал, а также социально неприемлемые противоправные практики; «образование — труд» — базируется на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. По сравнению с большинством стран-участниц ISSP в России повышена значимость способов достижения жизненного успеха, основанных на неформальных практиках взаимодействия (модель «связи — взятки»), что может быть связано с условиями, когда образование и труд не обеспечивают существенных преференций.
46 Оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц ISSP не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса как уровень образования и уровень доходов респондентов. Имеет место стереотипное восприятие образования как фактора успешности.
47 Образование в современной России не дает преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других государств. Среди россиян фиксируется слабая связь между достигнутым уровнем образования и самооценкой принадлежности к социальному слою. Уровень образования играет существенно менее важную роль в дифференциации общества по материальному признаку. Выявлена самая слабая корреляция образования с самооценкой социального положения.
48 Прослеживается значимая зависимость оценок важности получения образования с возрастом опрошенных. Для молодежи получение хорошего образования менее важно для достижения успеха в жизни, чем для представителей старших возрастов.

Библиография

1. Бедность и бедные в современной России / Под ред. Горшкова М.К., Тихоновой Н.Е. М.: Весь мир, 2014.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? // Аналитический обзор ВЦИОМ. 01.08. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnyaya-trata-vremeni-i-deneg (дата обращения: 18.05.2022).

4. Галюк А.Д. Культурная обусловленность стремления человека к жизненному успеху // Дискуссия. 2014. № 8. С. 104–108.

5. Дейнеко А.А. Факторы жизненного успеха и жизненные шансы в оценках студенчества // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 106–112.

6. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Успех в жизни: личное и общественное // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1. С. 137–142.

7. Образование в России: востребованность, доступность, качество // Аналитический обзор ВЦИОМ. 28.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo (дата обращения: 22.06.2022).

8. О качестве российского высшего образования // Фонд Общественное Мнение. 13.08.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14436 (дата обращения: 17.06.2022).

9. Оксамитная С.Н., Бродская С. Социальный класс как фактор дифференциации жизненных шансов // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 4. С. 24–42.

10. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61–71.

11. Рожкова Л.В., Тугускина Г.Н., Супиков В.Н., Сеидов Ш.Г. Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян // Социодинамика. 2021. № 10. С. 9–26.

12. Россияне не верят в успех без связей // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. 30.05.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177667406.html (дата обращения: 07.06.2022).

13. Седова Н.Н. Жизненный успех молодежи — от Москвы до самых до окраин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 505–529.

14. Смелзер Н. Социология / пер с англ. М.: Феникс, 1994.

15. Темницкий А.Л. Роль сбалансированности работы и семьи в достижении жизненного успеха у наемных работников России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 306–323.

16. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.: Институт социологии РАН. 2007.

17. Тихонова Н.Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник института социологии. 2018. № 4. С. 11–43.

18. Успешные люди // Фонд Общественное Мнение. 22.01.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/TSennosti/14160 (дата обращения: 18.05.2022).

19. Coleman J.S., et al. Equality of Educational Opportunity. Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office, 1966.

20. Corruption perceptions index 2019. Transparency International [Electronic resource]. URL: https://www.transparency.org/cpi/2019 (date of access: 27.06.2022).

21. Jencks C. et al. Who gets ahead? The Determinants of Economic Success in America. New York: Basic Books, 1979.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести