К вопросу о культурно-символической природе спорта: политико-философский подход
К вопросу о культурно-символической природе спорта: политико-философский подход
Аннотация
Код статьи
S023620070025534-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мюрберг Ирина Игоревна 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Страницы
90-94
Аннотация

Цель исследования — ревизия спорта как феномена европейской культуры, помещенного в контекст современных общественно-политических «картин мира». Актуальность и новизна поставленной цели обеспечивается феноменологическим подходом к предмету исследования — с перспективой дополнения его историко-компаративистским анализом основных объектов, связанных с темой раскрытия культурно-символического содержания такого понятия, как «соревновательный спорт». Центральное место в статье занимает рассмотрение современных подходов к концептуализации феномена спорта с точки зрения философского послания Ф. Ницше. Философски значимым является здесь факт сохранения в составе культурно-символических смыслов (и их проявлениях в современном «большом» спорте) определенных политически и нормативно релевантных черт, способных побудить теорию искать смысловую преемственность между анализом социально-политической эволюции меняющегося европейского мира и исследованиями по изучению устойчивых культурно-символических смыслов.

Ключевые слова
спорт, состязание, культурно-символические смыслы, феноменологический подход, политическая мораль, исторический нарратив, картина мира, политическая философия, античность, современность
Классификатор
Получено
30.05.2023
Дата публикации
30.05.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
316
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 При помощи культуры история связывает между собой столь непохожие сферы жизни, как спорт и политика. Представим себе общество в виде большого мозаичного панно, где каждая частичка — вид человеческой деятельности. Частички соединяются в кластеры, образуя категории: строительство, образование, медицина и т.д. Лишь один кластер состоит только из спорта и театра. Это все, что осталось от изначально вездесущих практик институциализированного сопереживания «высокого». Речь идет о моральной проблематике, в контексте которой встает в полный рост тема поисков смысла жизни. В исторически переломные моменты особенно отчетливо проявляется роль театра и состязательных видов «большого» спорта как носителей вопросов, придающих жизненный смысл ситуациям, которые иначе могли бы оставаться не более чем игрой. По большому счету общество никогда не перестает нуждаться в «искусствах», напоминая человеку о символической стороне его духовности. Веками процветавшие в Древней Греции спортивные игры были отменены, а позже признаны вновь по морально-политическим причинам. Спортивные игры объективно не могли быть окончательно утраченными для общества. Их ценностно-символический аспект был всегда актуален. Лучше других почувствовал это Ф. Ницше. В статье «Состязание у Гомера» [Ницше, 2009] философ размышлял о традиции античных олимпиад. В этом размышлении содержится отсылка к его концепции сверхчеловека. Неявно присутствующие в этой статье мотивы противостояния между «романтическим» и «практическим» разумом обнаружимы и сегодня как некий опыт: «обязательное противопоставление подлинного — неподлинному, глубокого — поверхностному. Эти две грани неразрывно связаны и воплощаются непосредственно в практике повседневности» [Полякова, 2017: 83]. Такой подход выступает вызовом философии Ницше.
2 В спорте образ сверхчеловека воплощает собой идею сверхмобилизации жизненных сил. Философ же открывает здесь для себя картину не только возвышенно-духовного, но и практического восприятия деятельностных возможностей человека. Философии присуща охота за «мегапонятиями», ей созвучна не только политическая теория Ницше, но и сам он. Размышляя о спорте, Ницше рефлектирует о переустройстве действительности как коллективной сущности. Последняя есть для него источник жизненно важных ценностей. Объявленная Ницше цель «переоценки всех ценностей» упраздняет, делает ненужными многие (в том числе некоторые политико-философские) представления. Мир человеческих ценностей выводится им из воли к власти как «точки отсчета», со времен античности влияющей на картину изменения человека и его морали. Философ пользуется нетипичными для политической мысли понятиями: «благородство» и «доброта». «Даже для добрых стоит благородный поперек дороги; и даже когда они называют его добрым, этим хотят они устранить его с дороги. Новое хочет создать благородный, новую добродетель. Старого хочет добрый, и чтобы старое сохранилось» [Ницше, 1990: 31]. «Благородство» — это умение видеть и выбирать главное в потоке изменений, заключенное в мужественном отказе от веры в онтологическое единство мироздания — веры, при которой «во всем совершающемся и подо всем совершающимся предполагается некая цельность, система, даже организация: так что душа, жаждущая восхищения, благоговения, упивается общим представлением некоторой высшей формы власти и управления» [Ницше, 2005: 34]. Как бы ни относились люди к внутренней изменчивости понятий, сами понятия отнюдь не случайны; они — совместное творение любви, желающей властвовать, и любви, желающей повиноваться. Ницше утверждает: «Человек теряет веру в свою ценность, если через него не действует бесконечно ценное целое… Он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность» [Ницше, 2005: 720]. Именно таким является политическое поведение благородного человека. Только «низы» политической жизни ориентируются исключительно на институты власти. Благородные сообразуются с ценностями.
3 Развитие и преодоление — таковы моральные принципы политической жизни в эпоху, приближающуюся к переходу в иное состояние. Античные спортивные игры рубежа эпох были явлены этому обществу как прообраз важных элементов модели наилучшего общественного устройства — в этой модели усматривали образ носителя высоких целей. Обращаясь к набору символических смыслов Олимпийских игр, Ницше думает о морально-политическом статусе олимпиад и их культурно-символическом наполнении. Смысл олимпиад — служить моделью по-спортивному честной, публичной политической борьбы. Открытость и ясность ее правил уравнивают для участников шансы на победу. Этого — достойных условий соперничества с конкурентами — жаждет и болельщик, и честный политик.
4 В наши дни неугасающий интерес к социально-политической значимости спорта продолжает напоминать о том, что историческим предтечей спортивных встреч было отправление религиозного культа. Спорт уникален тем, что в нем, как в античной мистерии, должно происходить чудо осуществления высоких ожиданий. По крайней мере, именно чуда озарения, преображения самих себя жаждали люди, вовлеченные в это действо. Современный философ назвал бы это действо процедурой превращения неофита в субъект культуры.

Библиография

1. Воронин А.А. Антропологические основы спорта: к постановке вопроса // Знание. Понимание. Умение. 2000. № 4. С. 96–105.

2. Ницше Ф. Воля к власти / пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005.

3. Ницше Ф. Состязание у Гомера / пер. c нем. И.И. Мюрберг // Вопросы философии. 2009. № 5. C. 47–60.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Полилова, К. А. Свасьяна, В. А. Флёровой // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 5–237.

5. Полякова И.И. Современные концепции повседневности, анализ сущности и структура повседневного бытия людей // Вестник Томского государственного университета. Философия, Социология. Политология. 2017. № 37. С. 83–91.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести