Философия физической готовности: от палестры до фитнес-клуба
Философия физической готовности: от палестры до фитнес-клуба
Аннотация
Код статьи
S023620070025538-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Михель Дмитрий Викторович 
Должность: Ведущий научный сотрудник, профессор
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, 119571 Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1
Михель Ирина Владимировна
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, 119571 Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1
Страницы
112-117
Аннотация

Какой философии придерживаются посетители фитнес-клубов? Поскольку в фитнес-клубы приходят за здоровьем, хорошей фигурой и долголетием, то с необходимостью следует признать, что там неявно господствует философия избегания смерти, или амортализм. Как и первые фитнес-клубы, данная философия появилась в 1970-е годы в США в связи с отказом от идеологии милитаризма и завершением войны во Вьетнаме. Становление фитнес-индустрии и приход в клубы «массового посетителя» сделали ее массовой. В милитаризированных обществах прошлого господствовал иной тип философии — подготовка к смерти, или мортализм. Одним из мест ее воплощения были греческие палестры. Занимавшиеся в них гимнастикой юноши готовились стать воинами и встретиться со смертью на поле битвы. Несмотря на различия между философией палестры и философией фитнес-клуба, их объединяет общее свойство — отсутствие связи со спортом. Общим для них также является внутренняя ориентация на победу над собой.

Ключевые слова
физическая готовность, фитнес-клуб, палестра, философия, избегание смерти, подготовка к смерти
Классификатор
Получено
30.05.2023
Дата публикации
30.05.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
281
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Возле нашего дома есть фитнес-клуб, и мы посещаем его уже много лет. Двери его открыты с раннего утра до полуночи. Фитнес-клубы — характерная деталь нашего времени. Фитнес-бум начался в 1970-е годы в США, а затем распространился по всему миру. Несмотря на различия в ценах и перечне предоставляемых услуг, все фитнес-клубы устроены одинаково: дверь с вывеской, стойка рецепции, турникет, клубные карты, залы для тренировок, раздевалки, душевые, барная стойка. Сердце каждого клуба — тренировочный зал.
2 Люди приходят в фитнес-клубы, чтобы «накачать мышцы», «сбросить лишний вес», «поправить фигуру». Этим целям служат ряды велосипедов и беговых дорожек, а также тренажеры и сами тренеры. Мотивы, приводящие людей в фитнес-клубы, различны, но все же их можно свести к трем — укрепить здоровье, исправить внешность и быть похожим на ту или модель. Резюмируя упомянутые, идеологи фитнес-движения и его исследователи сводят все к одному мотиву — to fit, то есть «быть в форме» [Smith Maguire, 2008]. Вопрос о том, что значит «быть в форме», у посетителей фитнес-клубов не имеет однозначного ответа, но мы рискнем его дать, сформулировав ту философию, что господствует в тренировочном зале.
3 В исследованиях, которые предпринимают социологи, суть этой философии, как правило, излагается в признаниях посетителей клубов интервьюерам. Не ссылаясь на какое-либо конкретное исследование, попросту перечислим наиболее часто встречающиеся ответы: «прихожу в клуб, чтобы не поломаться на работе», «пока не занимался, чувствовал, что уже начинаю разваливаться», «занимаюсь, чтобы убежать от сердечно-сосудистых заболеваний», «хожу сюда, чтобы подольше пожить», «тренируюсь, чтобы не умереть раньше времени». Далее можно не продолжать. Господствующая здесь философия — это избегание смерти. Современные общества — это общества, стыдящиеся смерти и скрывающие ее. Институтом, скрывшим смерть от людей и помогшим им самим скрыться от смерти, в ХХ веке стала больница. На исходе ХХ столетия еще одним таким институтом стал фитнес-клуб. Это место для избегания смерти, а соответствующая ему философия — амортализм.
4 Анализируя историю фитнеса, несложно заметить, что этот тип физической готовности возник в обстоятельствах зарождения экономики услуг, продолжающейся урбанизации и, что важно, демилитаризации общества. В США, ставших родиной фитнес-движения, его появление было связано с отказом от всеобщей воинской повинности. Нечто подобное фитнес-клубам существовало и раньше. Были и спортивные залы с тренажерами, и разнообразные тренировочные программы, и связанные с ними программы питания. Для появления фитнес-индустрии не хватало лишь отказа общества от милитаристской идеологии. После антивоенных кампаний 1960-х годов и вывода американских войск из Вьетнама идеология милитаризма была отвергнута, ей на смену пришла одержимость жизнью, здоровьем и долголетием, а вместе с этим — фитнес-клубы и философия амортализма.
5 У истоков европейской культуры наблюдается иной тип общества и иной тип физической готовности. Древние греки жили в условиях непрекращающейся войны, но их общество не было тотально милитаризированным. В архаической Греции война была делом аристократии, которая по той же причине была единственной группой, практикующей регулярные физические упражнения. Согласно Гомеру, царь Одиссей был искусен не только на поле битвы, но и на площадке для упражнений, где он лучше всех метал каменный диск. Дерзким феакийским юношам, вызывающим Одиссея мериться силой, он сообщает, что также искусен в беге, кулачном бою, борьбе, стрельбе из лука — во всех занятиях, относящихся к сфере военного дела и полезных мужчине в мирное время.
6 В классической Греции, где на смену власти царей пришла демократия, война стала обязанностью всех свободных мужчин. С появлением народного ополчения возникла и необходимость подготовки мужского населения к нагрузкам, связанным с бегом, метанием стрел и копий и т.п. Каждое поколение мальчиков от семи до восемнадцати лет должно было готовиться к тому, чтобы вступить в ряды ополчения. Его физической готовности уделялось большое внимание, ибо последняя становилась условием выживания общества в целом. Местом для подготовки мужского населения стали палестры — песчаные площадки под открытым небом, обсаженные по краям деревьями. В литературе и вазовой живописи греков остались описания палестр, благодаря чему известно, как там были организованы занятия.
7 По обычаю, заведенному критянами и спартанцами, юноши в палестрах занимались обнаженными. Это укрепляло тело и дух, приучало переносить боль. Палестра не была местом для развлечений, и там не царила праздничная атмосфера, как в фитнес-клубе. Физические упражнения, предназначенные для воинов, были жестоки. В палестрах проливалась кровь и ломались пальцы. Платон в «Государстве», обсуждая вопрос о физическом воспитании стражей, называет последнее «гимнастикой» и отличает его от искусства атлетов, предназначенного для праздничных состязаний. Призванная культивировать «арете» — доблесть воинов, гимнастика была предметом самых влиятельных систем воспитания той эпохи.
8 Технические различия между фитнес-клубом и греческой палестрой значительны, но еще более разнятся те цели, которым служат одно и другое. В фитнес-клуб приходят, чтобы сберечь здоровье и избежать преждевременной смерти, в палестру — чтобы приобрести готовность ко встрече со смертью. Палестра и фитнес-клуб — места для двух разных философий физической готовности — мортализма и амортализма.
9 До сих пор говорилось о различиях палестры и фитнес-клуба. Но есть ли что-нибудь, их объединяющее? Как ни странно, общим для них является отсутствие связи со спортом. Ни в фитнес-клубе, ни в палестре профессиональным атлетам не место. У физического воспитания и спорта —вообще разные корни, хотя в ХХ веке было сделано многое, чтобы сблизить эти две разные стороны человеческой культуры. У греков спорт был разновидностью гражданской религии, ритуалы которой отделяли время войны от времени мира [Christaki, 2018]. Современный спорт, возрожденный П. де Кубертеном, по-прежнему остается религией, у которой имеется собственная церковь, боги и церемонии. Как и во времена древних греков, спорт — это действо, вызывающее эйфорию у миллионов людей, наблюдающих, как их божества-атлеты демонстрируют свои сверхчеловеческие способности.
10 Палестру и фитнес-клуб объединяет и еще одно — внутренняя ориентация на победу. Греческие юноши в палестре готовились к войне и смерти и поэтому учились побеждать себя. Посетители фитнес-клуба, сознающие, что их главная цель — долгая жизнь и здоровье, для ее достижения тоже должны совладать с собой. Пути, ведущие к этой цели, остаются теми же.

Библиография

1. Christaki A. The Political and Religious Setting of Olympic Contests in Antiquity. Trivium: Estudos Interdisciplinares. 2018. Vol. 10, N 1. P. 96–102.

2. Smith Maguire J. Fit for Consumption: Sociology and the Business of Fitness. New York: Routledge, 2008.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести