Where should we go... sport or fun?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Where should we go... sport or fun?
Annotation
PII
S023620070025533-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey A. Voronin 
Affiliation: RAS Institute of Philosophy
Address: 12/1Goncharnaya Str., 109240 Moscow, Russian Federation
Pages
82-89
Abstract

Two types of power extreme are compared — a barbell and power tricks (on the example of two books of outstanding strengths Yu. Vlasov and P. Filaretov). The fundamental difference is seen in the way of demonstrating achievements. The position of classical sports is characterized by institutionalization, financial and political support, regulation, refereeing, recording, entertainment, fans and business. Today, sports are spreading that can be characterized as non-classical, in which motivation, support, demonstration of achievements, entertainment, etc. have changed radically. Both types of sports exist side by side, although there is a tendency for classical sports to migrate towards non-classical ones. This poses the problem of a new filling of sports with motives, values and meanings.

Keywords
sport, record, trick, institution, fun, classic, non-classic, extreme, risk, motive, meaning, value
Received
30.05.2023
Date of publication
30.05.2023
Number of purchasers
14
Views
673
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1

Развилка

2 Ровно два года назад ушел великий Юрий Власов спортсмен, который был настоящим исполином, идеалом, знаковой фигурой в жизни всех мальчишек моего поколения. И любимым мужским образом для всех девчонок. И дело не столько в том, что он был многократный чемпион и рекордсмен в нашей стране было немало выдающихся спортсменов. Дело в том, что он был предельным, самым высоким и самым привлекательным образцом человеческой гармонии. Судьба этого замечательного человека была очень непростой, после его ухода из спорта его фамилия редко мелькала в СМИ, его депутатская работа замалчивалась, книги не лежали в магазинах, на экранах ТВ он был редким гостем. А ведь каким он мог бы быть медиагероем! Его жизненный путь и сегодня дает много поводов призадуматься о человеке в спорте, о спорте в человеке, вообще о человеке и его перспективах. Когда мы готовили четвертый симпозиум по философии спорта, мы обратились к вопросам, которые Юрий Власов поднимал в своих книгах. Название симпозиума «Апология спорта» возникло из размышлений о позитивных тенденциях в трансформациях современного спорта, толчком к которым стали тексты Ю. Власова.
3 Я буду рассуждать в основном на примере двух книг: «Соленые радости» Ю. Власова и «Философия силы» П. Филаретова. Две книги две стратегии жизни. Оба автора уникумы, каждый в своем роде. Оба невероятные силачи, оба «сами себя сделали», оба достигли невероятных результатов. Но разница в их «силовой карьере» довольно большая. Прежде всего в разных способах демонстрации своих «сверхчеловеческих» результатов. Если Юрий Власов был и остался эталоном большого спорта, то Петр Филаретов вообще себя спортсменом не считает, ни разу не принял участия в соревнованиях, не принадлежит никакому спортивному обществу, у него никогда не было тренера. Он русский богатырь, силач, у него силушка играет не на помосте, а скорее на цирковой арене, на разных шоу, на импровизированных зрительских площадках. В этом пункте мы обнаруживаем серьезную проблему, которая определяет сегодняшнюю эволюцию спорта вообще.
4 Это проблема демонстрации как непременного атрибута достижения, возможностей, подвига: в большом спорте институт рекорда, публичного состязания чемпионата, а в любительском спорте альтернативные способы демонстрации, вне института, протокола, судейства, регламента и официальной летописи. Поэтому зрелищность в них совершенно разного толка: протокол и трюк разные способы демонстрации и фиксации достижений. Штангист поднимает штангу, а силач рвет карточную колоду, гнет подковы, сгибает лом и сплетает косички из гвоздя, ломает руками сковородку. Смысл силы не в победе над соперником, а в демонстрации силы.
5 Две книги, две судьбы, два разных способа демонстрации силы. Книга Юрия Власова это исповедь классического спортсмена, непревзойденного рекордсмена и чемпиона, легенды тяжелой атлетики1. Исповедь очень откровенная, рефлексивная, глубокая по смыслам и содержанию и оригинальная по форме. В ее основе внутренний конфликт между «телом и душой», точнее говоря — предельными усилиями достичь потолка человеческих возможностей и протеста тела против такой оказии: мол, почему я должен перегружать себя сверх меры, доводить до нервного истощения. «Болезнь без температуры, без опухолей, ран, переломов лишь нарастающая душевная боль! Самая важная мысль: “Излечимо ли все, что происходит со мной?” Везде ждали только рекорд, требовали рекорд, платили за рекорд. Я все всем был должен: репортерам — ответы на любые вопросы, публике — рекорды, кинокамерам — улыбки, организаторам сборы» [Власов, 1976: 8].
1. «Бытие во всем вечном своем изменении не может стать совершенным, лишь приближаясь, но не становясь совершенством, опрокидывая все прежние гармонии. Нет конечной цели, нет конечной формы — движение вечно. Мысль — элемент Бытия и потому находится в вечном движении. Бытие по своей внутренней природе опрокидывает все предыдущие формы Жизни. Жизнь есть движение, неугасимое и бесконечное» [Власов, 1976: 27].
6 Для Ю. Власова спорт — драматическое противоречие, страдание, жертва, самоедство, кризисное и посткризисное состояние, его преодоление. Обретение себя в новом качестве, обретение новых смыслов спорта и жизни. «Я работал в режиме саморазрушения, чтобы найти самую полнокровную жизнь» [Власов, 1976: 9]. Атлетизм стал для него смыслом жизни, по крайней мере в пору спортивной карьеры2. Собственно, его книга — это и есть апология спорта, к которой атлет приходит в результате серьезной ломки, через подчинение своего «хочу» некоему «надо», и пока он не найдет смысл этого «надо», он не успокоится3. Смысл спорта, обретенный Ю. Власовым — это служение антропологической природе человека, он — ответственный за прогресс человеческой природы. «Но как теперь примирить разум и силу? Огромную силу и воспаленный мозг? И стоит ли вообще примирять? Хватит ли меня на ту жизнь, которой я живу, и вне которой для меня нет судьбы. Стоит ли жить, если я не смогу быть самим собой?..» [Власов, 1976: 20]. Но при этом он вписан в институциональную структуру, которая изрядно портит нему кровь и самочувствие. Ведь помимо борьбы с пределами организма он постоянно включен во все институциональные игры индустрии спорта, с чиновниками, зрителями, соперниками, прессой. «Ради каких-то химер отнял у себя будущее. Я отнял у себя будущее! Отнял! Отнял!.. Что моего в жизни? Как я мог быть хозяином себе, если успех другого определял мою жизнь в спорте? ... Навязывал новые тренировки? … Если кто-то посягал на мою силу, я был готов на все… Когда я подменил свою юношескую страсть к спорту на страсть к успеху, голому успеху?..» [Власов, 1976: 39‒40].
2. «Разве понятие «атлет» — это не определение отношения человека к жизни вообще? Разве это не славное племя людей, которое презирает смирение и длинный табель о благоразумии? Разве оно не безумно расточительно на свою силу и все удары своего сердца?» [Власов, 1976: 149].

3. «Таким, как сейчас, я себя не знал. Я уже другой. Да, в этом все дело! Чтобы побеждать, надо становиться другим. Надо уметь расставаться с собой и ни о чем не жалеть. Надо уметь терять» [Власов, 1976: 22].
7 Хотя и с победой над соперником тоже не все просто. «Из спорта я вынес убеждение, что не должна существовать победа сама по себе, победа без нравственного и духовного смысла. Сила должна доказывать и утверждать величие духа и красоту преодоления. Именно в этом великая ее справедливость. … Нет и не должно быть пустой погони за результатом, восторга перед силой. В основе любого постижения результата, в том числе и рекордного, — открытие человека! В этом смысл и значение подлинного спорта и того интереса, который вызывали и будут вызывать все его свершения» [Власов, 1990: 6].
8 Ю. Власов — профи, спортсмен, а П. Филаретов — атлет вне спорта, как бы любитель, но тоже живет за счет своей уникальной развитой силы — то как наставник, то как циркач. В книге П. Филаретова нет драмы, нет страданий, нет амбивалентности большого спорта. Он вообще вне спорта. И в то же время он непревзойденный силач, он своей силе радуется, заставляя удивляться, завидовать и пытаться следовать его примеру многих последователей. Вот этот феномен характерен для современной эволюции спорта, в котором стираются грани между спортом и любительской забавой, так что мы имеем дело далеко не с единичным случаем — уже это поветрие, если не полноценный ветер.
9 П. Филаретов разработал свою собственную оригинальную методику развития физической силы. Он стал уникальным атлетом, но не спортсменом в строгом смысле слова, поскольку не выступал на соревнованиях, а демонстрировал свои возможности в силовых шоу. Он гнул подковы, сгибал ломы, надувал медицинские грелки, пока они не лопались, свивал косички из толстых гвоздей, поднимал автомобили, тянул грузовики и тому подобное. Он в самом начале своей карьеры отказался от стимулирующих препаратов, от стероидов и спецпитания, его девиз был «сила и здоровье». Очень характерно, что он писал стихи — он видел в поэзии естественное дополнение силовым подвигам, поскольку одним из основных мотивов его деятельности было стремление к гармонии. Он основал свою собственную школу, написал 66 книг о силовых упражнениях, выступал по телевидению и в публичной сфере. В общем, стал гуру силового развития.
10 Описывая свои методики, он подчеркивает, что работа на грани возможностей, применение статических, динамических и уступительных упражнений с максимальными весами все это опасный, но верный путь к успеху. А успех — в основном собственное удовольствие, радость движения, преодоления, открытия новых возможностей и резервов. Он стал самоучкой, выработал свой собственный путь и методическую базу тренировок. В итоге — он счастлив, спорт вне спорта сделал его счастливым человеком.
11 Итак, что общего и что различного в этих двух стилях тренинга? Их сравнения и сопоставления напрямую непродуктивны. Видимо, мы имеем дело с классическим и неклассическим типами спорта, с очевидным дрейфом в сторону неклассики. Хотя ее элементы существовали от века в народных и этнических забавах. И все же — это новое качество спорта.
12

Классическая и неклассическая парадигма причины и новые веяния

13 Куда направлен главный вектор мотивации в спорте — вовнутрь человека или вовне — то есть где ценности, к которым человек стремится — в самосовершенствовании ради него самого или ради демонстрации на публике? Мало кто из спортсменов согласится соревноваться при пустых трибунах. Хотя во время пандемии стадионы были пусты, а футболисты играли. Но пандемия — форс-мажор. Для большого спорта тут еще мощный стимул — заработки, социальный лифт.
14 Стремление к совершенству роднит спорт и искусство. Совершенство — это шедевр. Как не вспомнить пророчество Кузьмы Петрова-Водкина: задача человека овладеть движением [Петров-Водкин, 1982: 66]. Вот неклассические виды спорта как раз этим и заняты — они движение превращают в шедевр. Одно неловкое движение — и ты уже труп. Тебя соберут по кусочкам внизу горы, на берегу океана после шторма, на фристайле и т.п. Спорт теперь имеет своим предметом риск. Овладение пространством риска, причем смертельного. Спортсмены вовсе не атлеты с виду, но они могут создавать шедевры своими движениями.
15 Современные виды спорта тяготеют к экстриму. Причины: стремление освободить движение от институций, от официальной регламентации, от чиновничества и ограничений. Риск на свой страх и ответственность (сёрфинг, горы, бои без правил, мотошоу, велошоу, фристайл и проч.) — риск стал основным предметом экстремальных видов. Происходит поворот от внешних мотивов к внутренним, спорт начинает восприниматься как личное достижение, не ориентированное на институциональное признание. Именно сейчас размежевание классического спорта с неклассическим стало заметным трендом.
16 Что меняется: а) институт рекорда превратился в институт опасного трюка, в принципе повторимого по технике, но уникального по стилю, б) регламенты неформальные, в) участники вне институций, г) финансирование частное — оборудование своё, вместо стадионов — природная или городская среда, д) нет торсиды, нет команды — индивидуальное достижение, е) мотивация на соперничество, но без победы над коллегой — нет противников «а ну-ка повтори» — стимул участия, ж) нет границы между спортом высоких достижений и любительством, з) демонстративность достижений не обязательна, важен сам факт достижения, часто без доказательств и протоколов («мы прекрасно провели время, нам было весело» — вот как объясняют свои смертельные трюки экстремалы), и) аудиовизуализация, видеофиксация, виртуальное соревнование, аудитория массмедийная, к) частичное вытеснение финансовых соображений на вторые-третьи планы, приоритет субъективных мотивов.
17 В итоге получается серьёзная модификация спортивных занятий — в овладение движением как таковым, о котором мечтал еще Кузьма Петров-Водкин. Спорт стал искусством движения — со смешением свойств и качеств того и другого. И он становится забавой, любимым занятием, доставляющим эмоции прежде всего самому человеку — назовем его спортсменом, или забавником — уже не так важно. Нелепо представить себе федерацию скейтбординга, или сёрфинга: спорт уходит от классики и превращается в любительское занятие шедеврального движения. Естественно, что и человек теперь чувствует себя иначе, чем в классике, — и наоборот, неклассические нормы, ориентиры и ценности формируют уже новый тип «спортсмена», которого уже и физкультурником не назовешь ведь он ушел и от того, и от другого.

References

1. Vlasov Yu.P. Solenye radosti [Salty Joys]. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publ., 1976.

2. Vlasov Yu. Spravedlivost' sily [Justice of Strength]. Leningrad: Lenizdat Publ., 1989.

3. Vlasov Yu.P. Stechenie slozhnyh obstoyatel'stv [A Combination of Difficult Circumstances]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 1990.

4. Voronin A.A. O sport, ty…[ Oh Sport, you are…]. Chelovek. 2018. N 6. P.130‒139.

5. Lanovskij M.F. Simpoziumy po filosofii sporta v Institute filosofii RAN. Obzor [Symposia on the Philosophy of Sport at the RAS Institute of Philosophy. Review]. Filosofskaya shkola. 2020. N11 P.103‒110.

6. Petrov-Vodkin K.S. Hvalynsk [Hvalynsk]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1982.

7. Filaretov P.G. Filosofiya sily [Philosophy of Strength] URL: https://fictionbook.ru/author/petr_filaretov/filosofiya_siliy/read_online.html (accessed: 10.01.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate