A Person Who is Coping, or Coping Well-Being of the Digital Generation
Table of contents
Share
QR
Metrics
A Person Who is Coping, or Coping Well-Being of the Digital Generation
Annotation
PII
S023620070027356-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Arina Yu. Malenova 
Affiliation: Dostoevsky Omsk State University
Address: 55 Mira Ave., 644077 Omsk, Russian Federation
Yuliya V. Potapova
Affiliation: Dostoevsky Omsk State University
Address: 55 Mira Ave., 644077 Omsk, Russian Federation
Aleksandr A. Malenov
Affiliation: Dostoevsky Omsk State University
Address: 55 Mira Ave., 644077 Omsk, Russian Federation
Alexander K. Potapov
Affiliation: Dostoevsky Omsk State University
Address: 55 Mira Ave., 644077 Omsk, Russian Federation
Pages
112-127
Abstract

The article provides an overview of current foreign and Russian psychological studies that reveal the relationship between socially oriented coping-behavior of a person and subjective well-being. In this case, the latter acts not only as a product, but also as a prerequisite for choosing constructive ways of coping. The discussion is built around the discussion of the factors that mediate this connection, their significance for the younger generation on the example of schoolchildren and students, the specifics of the manifestation of well-being and coping in the virtual space. Key research questions: how are well-being and coping related among modern youth and do the digital generation require new forms of coping or their virtual counterparts for well-being? The novelty is connected with the search for the specifics of coping with the difficulties of young students as representatives of the new generation, the definition of new forms of coping or the modification of existing strategies, taking into account the peculiarities of life in modern society. The question is raised about the role of network communication, Internet space in the manifestation of symptoms of trouble and signs of well-being of the Internet user's personality in situations of frustrating challenges that change the environment and conditions of students' activities. The ambiguity of the available scientific results, their dependence on the cultural context and position of the authors, as well as the reality of the risks and resources of using cyberspace by young people to cope with life's difficulties are recognized. The interconnection between subjective well-being and coping expands the possibilities for organizing targeted work with young people to improve emotional well-being and life satisfaction. Research prospects are related to the development of the "online well-being" model, its methodological, methodological and empirical support.

Keywords
coping behavior, subjective well-being, online well-being, youth, schoolchildren, students, challenges, digital environment, network communication, risks, resources
Received
02.09.2023
Date of publication
03.09.2023
Number of purchasers
15
Views
635
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2023
1 Понятие совладающего поведения довольно плотно вошло не только в науку и социальную практику, но и в обыденную жизнь, став в определенной мере будничным. Если термин «копинг» чаще вызывает вопросы и свою интерпретацию, то совладание в сознании большинства людей раскрывается как многомерный конструкт через тонкие и точные дефиниции, встречающиеся, в частности, и в сетевой коммуникации [Куликов, 2021]. Учитывая возросшую стрессогенность среды с ее многочисленными вызовами, предполагаем, что совладающая активность должна занять одну из лидирующих позиций в списке компетенций современного человека, наряду с информационной, коммуникативной, финансовой видами грамотности. Умение успешно справляться с трудностями становится рядовой задачей каждого человека, выступая «медиатором» его стиля жизни, признаками которого являются не только связь с трудными ситуациями, но и ценностно-смысловая окрашенность, постоянная транзакция внешних и внутренних факторов, обладающая целостностью, динамичностью и специфичностью. И тогда функционал совладания расширяется, включая адаптационную, коммуникативную и развивающую функции, а оценка его эффективности и жизненного стиля в целом может осуществляться через показатели субъективного благополучия [Крюкова, 2017]. Последнее стало часто попадать в предмет психологических (и не только) изысканий: за последние годы опубликовано более 170 тысяч статей и книг по этой теме [Diener, 2018], что подтверждает смещение фокуса внимания исследователей с вопроса предикции копинга личностными чертами и признаками среды на проблему его вклада в общую удовлетворенность жизнью и переживание счастья. Особое значение в данном контексте приобретает связь субъективного благополучия и совладающего поведения в цифровой среде, ставя вопросы о приоритетных копингах молодого поколения и потребности в новых формах или их виртуальных аналогах, а также об оценке возможности сетевой коммуникации выступать самостоятельным копингом наравне с непосредственными межличностными социальными контактами. Основанием постановки этих вопросов выступили тезисы «теории поколений» [Howe, 1991], согласно которой когорты «Z» и «Альфа», плотно включенные в виртуальность, приобрели особую уязвимость, неподготовленность к жизни в конкурентной среде [Макенова, 2020] на фоне неизбежной цифровой социализации [Солдатова, 2021], формирующей смешанную онлайн и офлайн реальность [Солдатова, 2023] в информационной среде, содержащей как риски, так и ресурсы для психологического благополучия подрастающего и взрослеющего поколения [Скорынин, 2022]. Коммуникация в сети, с одной стороны, позволяет соединить людей, находящихся на значительных расстояниях, с другой стороны, может обеднять общение, делать его бессубъектным и отстраненным [Кисляков, 2023]. Попробуем продвинуться в решении поставленных вопросов на примере анализа трансформации социально-ориентированных копинг-стратегий в молодежной среде.
2

Копинг-благополучие и коммуникация молодежи в новой реальности

3

Поиск социальной поддержки (эмоциональной и инструментальной) следует относить к коммуникативным копинг-стратегиям, которые имеют определенную позицию в иерархии способов совладания по критерию эффективности — они заметно уступают таким адаптивным реакциям, как активные действия, планирование, положительное истолкование и рост, одновременно превосходя реакции избегающего типа [Корзун, 2019; Борисова, 2021]. Однако общение с другими и обращение к ним за помощью в школьном и студенческом возрасте вполне закономерно и естественно, что повышает статус коммуникативных стратегий для достижения личностью определенного уровня благополучия [Чеботарева, 2018; Самохвалова, 2022]. Рост экстравертированной направленности обучающихся приводит к улучшению их психологического самочувствия [Henriksson, 2019], способствуя самопринятию, управлению окружающей средой, целеполаганию и личностному росту [Freire, 2016; 2019], повышая уровень удовлетворенности жизнью и счастья, адаптируя к новым вызовам [Бакрачева, 2019], в том числе благодаря восстановлению эмоционального баланса личности [Fischer, 2021]. Студенты со здоровой привязанностью и высокой осознанностью реже при стрессе выбирают избегание, что позитивно сказывается на их психологическом благополучии [Stevenson, 2019]. В российских исследованиях встречаются и результаты, не обнаруживающие различия между студентами с разным уровнем субъективного благополучия по обращению к стратегии поиска социальной поддержки [Ященко, 2020], и работы, напротив, доказывающие эту связь через значимость поддержки родных, друзей, романтических партнеров, специалистов для психологической безопасности обучающихся [Веселова, 2020].

4 Поскольку «субъективное благополучие студентов является важным параметром функционирования личности в обычных условиях и приобретает особенное значение в экстремальных ситуациях» [Васильева, 2021: 134], особенно важной становится оценка социально ориентированных копингов учащейся молодежи в ситуации актуальных вызовов, стимулирующих более активное погружение в виртуальность. Недавним примером подобного рода ситуаций служит пандемия COVID-19, во время которой у школьников блокировалось удовлетворение потребностей в связи с одноклассниками и учителями, что дестабилизировало их эмоциональное состояние, требуя подготовки обучающихся к онлайн-взаимодействию для достижения ими благополучия в вероятных условиях технологических вызовов [Гордеева, 2022]. Студенты также отмечают, что в режиме онлайн у них слабее удовлетворена потребность в связности [Солдатова, 2023]. Однако есть исследования с противоположными результатами, свидетельствующие, что состояние молодежи в условиях изоляции и длительного дистанционного обучения улучшается, появляется возможность достичь необходимого уровня комфорта, невозможного ранее, чему способствуют обостренная направленность на социальный контакт [Арбузова, 2020], чувствительность к психоэмоциональному состоянию, собственному и других людей [Кисляков, 2023], актуализирующая также компенсаторный копинг инструментальной поддержки [Никольская, 2020]. В другом исследовании состояний в ситуации самоизоляции установлено, что к стратегиям, способствующим поддержанию психологического благополучия, наравне с планированием, социальным взаимодействием и помощью окружающим, также относится отвлечение через развлекательный контент, тогда как проблемное использование интернета обостряется в ситуации семейных конфликтов и добровольного социального дистанцирования, выступая неадаптивным копингом [Герасимова, 2020].
5

Сетевая коммуникация, благополучие и копинг цифрового поколения

6 В современных условиях закономерно возникает вопрос: как в пространстве совладания и благополучия оценивать общение молодежи в сети, которое может рассматриваться и как поиск поддержки, и как избегающая реакция? Многие исследователи отмечают, что излишняя сетевая коммуникация связана с формированием интернет-зависимости у молодежи, усиливая проблематику психологического неблагополучия через запуск непродуктивных копингов [Ильина, 2019; Многосмыслова, 2020]. Вместе с тем, есть основания считать, что помещение копинга в виртуальное пространство может корректировать имеющиеся представления о стратегиях совладания с жизненными трудностями. Это вполне закономерно и логично для цифрового поколения, и даже возможно оформление «общения в сети» в качестве самостоятельной копинг-стратегии [Маленова, 2017]. Современные авторы доказывают, что сетевая коммуникация не только выступает инструментом компенсации, отвлечения, «ухода» из реальной жизни в виртуальную, но и способствует обретению информационной и эмоциональной поддержки, актуализации активного, проблемно-ориентированного копинга, направленного на поиск конкретных решений, что связано не столько с интернет-зависимостью, сколько с цифровой компетентностью и опытом пребывания в сети [Регуш, 2021].
7 Во многом изменения в отношении к интернету связаны с трансформацией характеристик самой сети и характера отношений в ней в современном мире [Clark, 2018]: если ранее формами общения в были многопользовательские чаты, поверхностно удовлетворяющие потребность в общении, анонимные, т.е. оторванные от реальной идентичности, то сейчас им на смену пришли социальные сети, которые предполагают включение все большего количества верифицированной информации о личности в ее сетевой профиль [Back, 2010, Белинская, 2016]. Сведения, которые человек использует для формирования своего образа в социальных сетях, могут быть рассмотрены как «виртуальная оболочка» реальной идентичности [Back, 2010], что значительно увеличивает шансы на установление и поддержание длительных межличностных контактов. Киберпространство обрастает все большим количеством функций, которые позволяют не угнетать, а, напротив, увеличивать уровень субъективного благополучия человека. К примеру, это расширение сети знакомств, накопление «социального капитала», установление близких отношений [Clark, 2018]. В интернете легче поддерживать «слабые» связи (количество которых превалирует в киберкоммуникации), за счет чего отношения актуализируются и не исчезают еще долгое время [Verduyn, 2017], консервируясь в состоянии «латентной дружбы» [Kearns, 2019]. Интернет может служить средой, в которой человек получает одобрение и поддержку для своих идей и установок, например, формируя положительные привычки физической активности [Zach, 2016].
8 Общение само по себе способно стать ресурсом для личности, но в русле совладания со стрессом на первый план здесь выходит поиск социальной поддержки, значение которой возрастает при условии активного включения в процесс обмена мыслями и чувствами [ Ahn, 2013Deters, 2013 ], предполагающий самораскрытие [ Lee, 2013 ]. Характер высказываний пользователей действительно отличается в ситуации, когда они обсуждают общесоциальные вызовы, новости, политические события, и когда отдельный субъект общения делится своими переживаниями и личными проблемами. Как правило, жанр «интернет-откровений» [Колмогорова, 2019] встречается в специально организованных для этого сообществах: для поддержки людей с депрессивными и суицидальными намерениями, расстройствами пищевого поведения, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с семейными обстоятельствами. Общение в них не предполагает острой полемики, регламентируется специально созданными правилами, которым должны неукоснительно следовать пользователи, чтобы не усугубить психологическое состояние уязвимого человека (и модерация в таких виртуальных пространствах существенно строже). Культура общения в том или ином сообществе формирует у его пользователей впечатление о степени безопасности, становящееся стимулом для вербализации своих переживаний незнакомым людям [Shepherd, 2005].
9 Однако интернет, как и любая другая среда, может провоцировать риски, связанные со снижением удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия. Обобщение ряда исследований зарубежных и отечественных авторов позволяет выделить ряд условий, модерирующих конструктивность/деструктивность влияния виртуальной среды на благополучие:
10 1. Мотивы обращения к интернету: деловые, рекреационные [Kearns, 2019]; учебные, коммуникативные, информационные [Zach, 2016]; направленные на установление связей с другими или, напротив, бегство от общества и изоляцию [Clark, 2018]; компенсацию недостатка социальных связей или желание общения с другими людьми [Teppers, 2014]. Степень конструктивности мотивов определяет динамику влияния сети на субъективное благополучие. Интернет выступает своего рода увеличительным стеклом, через которое изначально имеющееся благополучие (коммуникабельность, успешность) становятся еще более выраженными, а проблемы и зависимости усугубляются [Собкин, 2018]. Аналогично, люди с высоким статусом и финансовым благополучием, используя интернет для заработка, становятся еще более обеспеченными, а люди с низким доходом теряют деньги и время, тратя их на развлечения в сети [Zillien, 2009].
11 2. Активность киберповедения: обнаружена отрицательная связь благополучия с потреблением контента социальных сетей и устойчивая положительная – с его созданием и инициативностью в формировании социальных связей в интернете [Verduyn, 2017]. В том же ключе сопоставляются истинно социальные (знакомства, общение, поиск поддержки) и псевдосоциальные действия (пассивный просмотр профилей незнакомцев, ленты новостей, чтение чужих комментариев), которые производятся в социальных сетях и противоположным образом способны влиять на благополучие человека [ Carpenter, 2011 ].
12 3. Реакция на социальное сравнение, которое провоцируют социальные сети: эмоциональный баланс человека зависит от степени осознания искусственности демонстрируемых там идеальных конструкций [Clark, 2018]. Время, проведенное в сети, усиливает влияние социального сравнения [ Chou, 2012 ], а подбираемые для него объекты могут определить направление: сопоставление своей жизни с людьми с более высоким социальным статусом негативно отражается на самооценке и оценке своей жизни [ Haferkamp, 2011 ].
13 4. Тематика контента, которым интересуются пользователи: выявлено, что более благополучные студенты чаще интересуются познавательным и художественным контентом, значимо реже включаются в просмотр лайфстайл-блогов, а молодых людей с низким уровнем благополучия влечет в сети тема политики, обсуждение компьютерных игр и нетрадиционных религиозных течений [Куликов, 2022].
14

⁎⁎⁎

15 Проведенный теоретический обзор работ зарубежных и российских ученых позволяет заключить, что молодое поколение отличается достаточной стрессоустойчивостью, легко адаптируется к изменениям среды, в том числе, в контексте ведущей деятельности, используя для совладания проактивные стратегии, не боясь обращаться за инструментальной и эмоциональной поддержкой к окружающим и специалистам как в реальном пространстве, так и виртуальном. Достижению копинг-благополучия способствует наращивание цифровой компетентности и позитивный опыт пребывания в сети, проявление инициативы в общении с другими пользователями, адекватность реакции на ситуации социального сравнения, осознание ресурсного значения сети для установления и расширения межличностных контактов, накопления информационного и социального капитала, закрепления полезных привычек, удовлетворения познавательных, эстетических и коммуникативных потребностей.
16 Вместе с тем вопрос использования сети для совладания со стрессом, одиночеством и другими проявлениями психологического неблагополучия личности остается открытым и дискуссионным. В русле его разрешения, на наш взгляд, настоятельно необходимо продолжать изучение факторов, способствующих безопасному и ресурсному использованию киберпространства. Важно отметить, что несмотря на общую схожесть процессов, которые протекают в реальности и в сети, виртуальность существует все же по своим специфическим законам, и ее влияние на личность, ее переживания и идентичность, можно оценить только по прошествии некоторого времени. Кроме этого, настоятельно требуется и обновление самой феноменологии благополучия — если мы говорим о виртуальной личности, то целесообразно вводить и в российских исследованиях модель «онлайн-благополучия» [Ong, 2021], что требует самостоятельного методологического, методического и эмпирического анализа. Это относится и к копинг-поведению, поскольку его проекция на киберпространство требует новых подходов к классификации копинг-стратегий, их диагностики и оценки эффективности.

References

1. Arbuzova E.N., Semakova A.I. Ocenka psihologicheskogo sostoyaniya i resursov sovladayushchego povedeniya obuchayushchihsya obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii v usloviyah samoizolyacii [Assessment of the psychological state and resources of coping behavior of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conditions of self-isolation]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2020. N 3(87). P. 218–226.

2. Belinskaya E.P. Vzaimosvyaz' real'noj i virtual'noj identichnostej pol'zovatelej social'nyh setej [Relationship between real and virtual identities of social network users]. Obrazovanie lichnosti. 2016. N 2. P. 31–39.

3. Borisova I.V. Vzaimosvyaz' psihologicheskogo blagopoluchiya i koping-povedeniya studentov [Relationship between psychological well-being and coping behavior of students]. Problemy psihologicheskogo blagopoluchiya: Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii, Ekaterinburg, 19 marta 2021 g. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2021. P. 88–92.

4. Vasil'eva I.V., CHumakov M.V., CHumakova D.M., Bulatova O.V. Sub"ektivnoe blagopoluchie studentov psihologo-pedagogicheskih napravlenij v period epidemii COVID-19 [Subjective Well-Being of Psychological and Pedagogical Students during the COVID-19 Epidemic]. Obrazovanie i nauka. 2021. N 23 (10). P.129–154.

5. Veselova E.K., Korzhova E.YU., Rudyhina O.V., Anisimova T.V. Social'naya podderzhka kak resurs obespecheniya sub"ektivnogo blagopoluchiya studencheskoj molodezhi [Social support as a resource for ensuring the subjective well-being of students]. Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2021. Vol.12, N 1. P. 44–58.

6. Gerasimova A.A., Holmogorova A.B. Strategii sovladaniya, psihologicheskoe blagopoluchie i problemnoe ispol'zovanie interneta v period pandemii [Coping Strategies, Psychological Well-Being, and Problematic Internet Use During the Pandemic]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020. Vol. 25, N 6. P. 31–40.

7. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Stepanova M.A. Otnoshenie shkol'nikov k vynuzhdennomu distancionnomu obucheniyu: svyaz' s vnutrennej motivaciej i udovletvorennost'yu shkoloj [Attitude of schoolchildren to forced distance learning: connection with intrinsic motivation and school satisfaction]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2022. Vol. 27, N 6. P. 46–56.

8. Il'ina V.V., Molchanova L.N. Osobennosti koping- povedeniya studentov, sklonnyh k internet-zavisimosti [Features of coping behavior of students prone to Internet addiction]. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. 2019. N 5 (20). P. 27–34.

9. Kislyakov P.A., SHmeleva E.A., Meerson I.-L.S. Psihologicheskaya bezopasnost' i kommunikativnye trudnosti prepodavatelej i studentov pri dlitel'nom onlajn-obuchenii [Psychological safety and communication difficulties of teachers and students during long-term online learning]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023. Vol.32, N. 1. P. 148–168.

10. Kolmogorova A.V. Ispol'zovanie tekstov zhanra «internet-otkrovenie» v kontekste resheniya zadach sentiment-analiza [The use of texts of the "Internet revelation" genre in the context of solving the problems of sentiment analysis]. Vestnik NGU. Ser.: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2019. Vol. 17, N 3. P. 71–82.

11. Korzun S.A., Nifontova T.A. Vzaimosvyaz' sub"ektivnogo blagopoluchiya i sovladayushchego povedeniya u studentov [Relationship between subjective well-being and coping behavior among students]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2019. N 19–3. P. 179–186.

12. Kulikov L.V., Malenova A.YU., Potapova YU.V. Psihologicheskij kibermetricheskij analiz semantiki sovladaniya s trudnostyami [Psychological cybermetric analysis of the semantics of coping with difficulties]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: «Psihologiya». 2021. N 4. P. 27–34.

13. Kulikov L.V., Malenova A.YU., Potapova YU.V. Internet-predpochteniya studentov srednih special'nyh i vysshih uchebnyh zavedenij s raznym urovnem sub"ektivnogo blagopoluchiya [Internet Preferences of Students of Secondary Specialized and Higher Educational Institutions with Different Levels of Subjective Well-Being]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022. N 1. P. 27.

14. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Hazova S.A. Sovladanie s trudnostyami i zhiznennyj stil' sovremennika [Coping with difficulties and the lifestyle of a contemporary]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017. N 1. P.91–96.

15. Makenova N. Generation «A»: instrukciya k primeneniyu i obucheniyu pervogo tekhnologicheskogo pokoleniya [Generation «A»: instructions for the use and training of the first technological generation]. Forbes.ru Forbes magazine. 2020 [Electronic resource]. URL: forbes.ru/forbeslife/404011-generation-instrukciya-k-primeneniyu-i-obucheniyu-pervogo-tehnologicheskogo (date of access: 15.08.2022).

16. Malenova A.YU. Kommunikativnye osobennosti lichnosti i koping-povedeniya aktivnyh i neaktivnyh Internet-pol'zovatelej [Communicative Personality Features and Coping Behavior of Active and Inactive Internet Users]. Nasilie v obrazovatel'noj srede, sem'e, obshchestve: prichiny, indikatory, posledstviya. Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. P. 152–163.

17. Mnogosmyslova A.A. Vzaimosvyaz' koping-strategij i internet-zavisimosti cheloveka [The relationship of coping strategies and Internet addiction of a person]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. Vol. 8, N 1. P. 52.

18. Nikol'skaya O.B., Fomina L.B., SHklyaev V.V., Karataeva T.YU. Osobennosti sovladayushchego povedeniya u studentok s razlichnym urovnem agressivnosti pri obuchenii v usloviyah samoizolyacii [Peculiarities of Coping Behavior in Female Students with Different Levels of Aggression when Studying in Self-Isolation Conditions]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. Vol. 8, N 5. P. 11.

19. Regush L.A., Alekseeva E.V., Veretina O.R., Orlova A.V., Pezhemskaya YU.S. Internet kak resurs sovladaniya s psihologicheskimi problemami u podrostkov i molodezhi [Internet kak resurs sovladaniya s psihologicheskimi problemami u podrostkov i molodezhi]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii. 2021. Vol. 3, N 2. P. 196–207.

20. Samohvalova A.G., Shipova N.S., Tihomirova E.V., Vishnevskaya O.N. Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennyh studentov: tipologiya i misheni psihologicheskoj pomoshchi [Psychological well-being of modern students: typology and targets of psychological assistance]. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2022. Vol. 30, N 1. P. 29–48

21. Skorynin A.A. K probleme otrazheniya psihologicheskogo blagopoluchiya lichnosti v cifrovom prostranstve [On the problem of reflecting the psychological well-being of a person in the digital space]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2022. N. 9. P. 58–65

22. Sobkin V.S., Fedotova A.V. Podrostok v social'nyh setyah: k voprosu o social'no-psihologicheskom samochuvstvii [A teenager in social networks: on the issue of socio-psychological well-being]. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018. N 3(31). P. 23–26.

23. Soldatova G. U., Vojskunskij A. E. Social'no-kognitivnaya koncepciya cifrovoj socializacii: novaya ekosistema i social'naya evolyuciya psihiki [Socio-cognitive concept of digital socialization: a new ecosystem and the social evolution of the psyche]. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2021. N 18(3). P. 431–450.

24. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Lichnostnye harakteristiki i psihologicheskaya samoregulyaciya studentov onlajn i oflajn: nekotorye osobennosti cifrovoj social'nosti [Personal characteristics and psychological self-regulation of students online and offline: some features of digital sociality]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya. 2023. N 1. P24-37.

25. Chebotareva E.YU. Kross-kul'turnye osobennosti koping-strategij rossijskih i francuzskih studentov v kontekste psihologicheskogo blagopoluchiya [Cross-cultural features of coping strategies of Russian and French students in the context of psychological well-being]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2018. Iss. 7, N 2. P. 156–163.

26. YAshchenko E.F., Lazorak O.V. Koping-strategii i akcentuacii haraktera studentov-pervokursnikov s raznym urovnem sub"ektivnogo blagopoluchiya [Coping strategies and character accentuations of first-year students with different levels of subjective well-being]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. Vol. 22, N 4. P. 1040–1049.

27. Ahn D., Shin D.-H. Is the social use of media for seeking connectedness or for avoiding social isolation? Mechanisms underlying media use and subjective well-being. Computers in Human Behavior. 2013. N 29. P. 2453–2462.

28. Back М.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S.C., Egloffi B., Gosling S.D. Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not SelfIdealization. Psychological Science. 2010. N 3. Р. 372–374.

29. Bakracheva M. Coping Effects on Life Meaning, Basic Psychological Needs and Well-Being. Psychology. 2019. N 10. Р. 1375–1395.

30. Carpenter J. M., Green M. C., LaFlam J. People or profiles: Individual differences in online social networking use. Personality and Individual Differences. 2011. N 50. Р. 538–541.

31. Chou H.-T. G., Edge N. «They are happier and having better lives than I am»: The impact of using Facebook on perceptions of others’ lives. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. N 15. Р. 117–121.

32. Clark J.L., Algoe S.B., Green M.C. Social network sites and well-being: the role of social connection. Curr Dir Psychol Sci. 2018. N 27(1). Р. 32–37.

33. Deters F.G., Mehl M.R. Does posting Facebook status updates increase or decrease loneliness? An online social networking experiment. Social Psychological & Personality Science. 2013. N 4. Р. 579–586.

34. Diener E., Lucas R. E., Oishi S. Advances and open questions in the science of subjective well-being. Collabra: Psychology. 2018. N 4(1). P.15.

35. Fischer R., Scheunemann J. Moritz S. Coping Strategies and Subjective Well-being: Context Matters. Journal of Happiness Studies. 2021. N 22. P.3413–3434.

36. Freire C., Ferradás M.d.M., Núñez J.C., Valle, A., Vallejo G. Eudaimonic Well-Being and Coping with Stress in University Students: The Mediating/Moderating Role of Self-Efficacy. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. N 16. P. 48.

37. Freire C., Ferradás M.M, Valle A., Núñez J.C., Vallejo G. Profiles of Psychological Well-being and Coping Strategies among University Students. Frontiers in Psychology. 2016. N 7. P. 1554.

38. Haferkamp N., Krämer N. C. Social comparison 2.0: Examining the effects of online profiles on social-networking sites. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. N 14. P. 309–314.

39. Henriksson F., Lindén E. K., Schad E. Well-being and stress among upper secondary school pupils in Sweden. Psychology in Russia: State of the art. 2019. Vol. 12, N 4. P. 172–195.

40. Howe N., Strauss W. Generftions: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.

41. Kearns A., Whitley E. Associations of internet access with social integration, wellbeing and physical activity among adults in deprived communities: evidence from a household survey. BMC Public Health. 2019. N 19. P. 860.

42. Lee K.-T., Noh M.-J., Koo D.-M. Lonely people are no longer lonely on social networking sites: The mediating role of self-disclosure and social support. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013. N 16. P. 413–418.

43. Ong ZX, Dowthwaite L, Perez Vallejos E, Rawsthorne M and Long Y Measuring Online Wellbeing: A Scoping Review of Subjective Wellbeing Measures. Frontiers in Psychology. 2021. 12:616637.

44. Shepherd R.-M., Edelmann R.J. Reasons for internet use and social anxiety. Personality and Individual Differences. 2005. N 39. P. 949–958

45. Stevenson J.C., Millings A., Emerson L.M. Psychological Well-being and Coping: the Predictive Value of Adult Attachment, Dispositional Mindfulness, and Emotion Regulation. Mindfulness. 2019. N 10. P. 256–271.

46. Teppers E., Luyckx K. A., Klimstra T., Goossens L. Loneliness and Facebook motives in adolescence: A longitudinal inquiry into directionality of effect. Journal of Adolescence. 2014. N 37. P. 691–699.

47. Verduyn P., Ybarra O,. Resibois M., Jonides J., Kross E. Do social network sites enhance or undermine subjective well-being? A critical review. Social Issues and Policy Review. 2017. N 11(1). P. 274–302

48. Zach S., Lissitsa S. Internet and leisure time physical activity of adults – a nationwide survey. Computers in Human Behavior. 2016. N 60. P. 483–491.

49. Zillien D., Hargittai E. Digital distinction: status-specific types of internet usage. Social Sciences Quarterly. 2009. N 90(2). P. 274–91.

Comments

No posts found

Write a review
Translate